926

Упор на соцразвитие. Реализация национальных целей Узбекистана

Посольство Республики Узбекистан

В октябре 2018 года правительство Узбекистана приняло постановление о мерах по реализации Национальных целей в области устойчивого развития до 2030 года. Основным источником финансирования этих задач стали средства государственного бюджета.

Успешное развитие любого современного государства невозможно без продуманной стратегии и осмысленного целеполагания. Не является исключением и современный Узбекистан, руководство которого в последние годы уделяет значительное внимание осмыслению и проработке стратегических целей развития государства и общества. 

Между тем, постановка подобных целей осуществляется не только на национальном уровне, но и на уровне Организации Объединенных Наций, обладающей солидной базой статистических данных всех государств мира, знанием актуальных тенденций международного развития и внушительным научно-аналитическим потенциалом.

Реализация национальных целей 

Узбекистан активно поддержал данную инициативу ООН. В октябре 2018 года правительство страны приняло постановление «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года». Согласно принятому решению, в качестве национальных ЦУР 16 целей из 17, убрав цель по сохранению морских экосистем, поскольку государство не имеет своего выхода к морю и создан Координационный совет по достижению целей во главе с заместителем главы правительства — министром финансов, а также утверждалась «дорожная карта» по реализации инициативы. В 2019 году власти Узбекистана утвердили новый обновленный перечень из 206 индикаторов по достижению национальных ЦУР. Согласно данным Программы развития ООН, основным источником финансирования достижения целей устойчивого развития в Узбекистане стали средства государственного бюджета.

Поднялись в рейтинге

При этом в ходе последнего президентского послания обеим палатам парламента в декабре 2020 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев сфокусировался на развитии здравоохранения и образования, предложив объявить 2021-й год годом поддержки молодежи и укрепления здоровья. Эти президентские инициативы полностью совпадают с национальными Целями устойчивого развития, дополняя их и расширяя. Также в Узбекистане реализуется утвержденная Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития на 2017-2021 годы.

В июне 2021 года был опубликован свежий рейтинг государств по достижению целей устойчивого развития («Sustainable Development Report 2021»). В этом рейтинге Узбекистан занял 77 место из 193 возможных. Страна уступила Белоруссии и России, занявших 24 и 46 места соответственно.

Согласно данным обновленного Общего странового анализа ООН, опубликованного в марте 2021 года, до пандемии в Узбекистане происходили широкомасштабные и структурные преобразования, которые затронули все аспекты жизни общества. «Экономика Узбекистана росла в годовом исчислении на 4,1 процента. Быстрыми темпами осуществлялись законодательные изменения и политические меры в области государственного управления. Узбекистан также нарастил свои инвестиции в социальные секторы», а также в докладе положительно оцениваются меры реагирования Правительства Узбекистана на пандемию, а именно: учреждение Антикризисного фонда размером в 1 млрд долларов, увеличение финансирования здравоохранения, рост числа семей, получающих социальные пособия, помощь пострадавшим предприятиям и целым секторам экономики посредством широкого введения налоговых каникул и иных льгот.

Подводя итог, авторы доклада ООН отмечают, что несмотря на пандемию и трудности, власти Узбекистана сохранили свое внимание к приоритетам Национальных Целей устойчивого развития страны.

Безусловно, все без исключения Национальные цели устойчивого развития важны в плане реализации. 

Развитие здравоохранения и образования

Однако в период пандемии и вызванных ею социальных и экономических трудностей наибольшую актуальность как для Узбекистана, так и для других стран приобрели ЦУР, связанные с развитием здравоохранения. В частности, речь идет о цели устойчивого развития под названием «здоровье и благополучие». Вспышка COVID-19 существенно повысила нагрузку на медицинские центры и персонал, равно как и привела к общему и весьма заметному увеличению расходов на систему здравоохранения.

Благодаря усилиям властей в 2017-2019 годах согласно статистическим данным коэффициент детской смертности действительно снизился с 15,4 до 12,4 на 1000 живорожденных. Младенческая смертность сократилась с 11,5 до 10,3. Охват граждан врачами всех специальностей увеличился с 26,2 до 27,1 на 10 тысяч человек населения. 

Для достижения ЦУР власти страны в последние годы приняли ряд важных законов и постановлений. Среди них — законы «Об охране репродуктивного здоровья граждан», «О мерах по дальнейшему улучшению медицинской и социальной помощи детям с редкими (орфанными) и другими наследственно-генетическими заболеваниями», а также ряд других важных законов и постановлений. Что весьма важно, в течение последних трех лет, несмотря на непростые с экономической точки зрения времена, происходило увеличение финансирования здравоохранения с 7,1 трлн сум в 2017 году до 14,8 трлн сум в 2020 году.

Цель «Качественное образование» подразумевает не только повышения качества образования, но и его непрерывность, а также увеличение охвата образованием населения страны. Для достижения цели руководство Узбекистана поставило сразу несколько задач. 

Для достижения данной этой цели уже есть результаты: охват детей 3-6 лет системой дошкольного образования увеличился с 27,7% в 2017 году до 52% в 2019 году. А в сфере высшего образования доля молодых людей в возрасте от 18 до 21 года, получающих высшее образование, выросла с 10 % в 2015 году до 15,5% в 2018 году. Также за последние 2-3 года количество действующих в стране филиалов российских вузов увеличилось с 4 до 12. Результатом предпринятых шагов стало то, что, если в 2017 году на 10 тысяч населения в стране приходился лишь 91 студент, то в 2019 году — уже 130 студентов.

Равноправие мужчин и женщин

Еще одной областью, в которой Узбекистан добился за последние годы существенного прогресса, является вопрос гендерного равенства, равноправия мужчин и женщин. Основным драйвером движения к этой цели стали действия властей Узбекистана. Парламент республики в 2019 году принял два значимых закона: закон «О гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин» и закон «О защите женщин от притеснений и насилия». При Сенате Олий Мажлиса был создан Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства. В 2018-2019 годах было принято решение об увеличении в два раза квот для женщин-предпринимателей.

Благодаря активности властей и несмотря на сохраняющиеся в некоторых кругах общества патриархальные настроения, усилия по формированию гендерного равенства дали свои положительные результаты. Так, доля женщин в парламенте страны возросла с 7,3 % в начале 1990-х годов до 15,6 % в 2017 году. Доля женщин в Законодательной палате Олий Мажлиса сегодня составляет 32 %, а в кенгашах (советах) народных депутатов областей, городов и районов доля женщин достигла показателя  в 24,9 %. Растет также и число женщин-предпринимателей, в том числе, тех, кто ведет фермерское хозяйство. В настоящее время доля женщин-фермеров составляет 5,4%, но власти страны планируют довести этот показатель до 10% к 2030 году.

Проблемы экологии 

Значительная часть Национальных целей устойчивого развития так или иначе связана с вопросами экологии. К таким целям относятся «Сохранение экосистем суши», «Борьба с изменением климата», «Устойчивая и надежная энергия». В 2019 году президент утвердил своим постановлением Стратегию по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику в период до 2030 года. В том же году была принята Концепция охраны окружающей среды до 2030 года, а позднее была разработана детализированная «дорожная карта».

К 2030 году власти страны планируют обеспечить всеобщий доступ к современным и недорогим источникам энергоснабжения, а также существенно увеличить долю энергии, получаемой из возобновляемых источников. Начиная с 2017 года в стране также идет реформирование системы сбора и размещения бытовых отходов, в рамках которого планируется создать стопроцентный охват населения данными услугами, а также оптимизировать количество полигонов с твердыми бытовыми отходами в стране.

Высокие темпы урбанизации

Важность цели «Устойчивые города и населенные пункты» объясняется высокими темпами урбанизации населения в стране. Согласно данным Государственного комитета по статистике, доля городского населения Узбекистана увеличилась с 30% в 2000 году до 50,6% в 2018 году. Урбанизация населения и обеспеченность жильем в городах республики увеличилась с 15,4 кв.м в 2016 году до 16,6 кв.м в 2019 году. Прирост обеспеченности жильем в городах Узбекистана составил 7,8% за трехлетний период. Только в 2017 и 2018 годах в Узбекистане были введены в строй 24 млн кв.м жилья. Демографические показатели — создание молодежью новых семей, а также внутренние миграционные процессы также способствуют формированию устойчивого спроса на жилье, ответом на которое будет и увеличение предложения.

В рамках цели «Достойная работа и экономический рост» власти Узбекистана определили задачу по созданию рабочих мест и экономическому росту и поставила перед собой цель ежегодного повышения ВВП на душу населения с уровня стран с нижним уровнем дохода до стран с высоким среднем уровнем дохода, то есть до 4200 тыс. долларов США на душу населения, а также создание рабочих мест в сфере туризма, который способствует созданию рабочих мест, развитию местной культуры и производству продукции». За период с 2015 по 2018 годы экспорт услуг в сфере туризма вырос в три раза. Без преувеличения, туризм стал одной из точек роста экономики Узбекистана в «доковидный» период, поскольку эта отрасль тянет за собой и целый ряд смежных. В 2019 году было принято постановление «О мерах по ускоренному развитию туристской отрасли». Для граждан из порядка 90 государств (не входящих в СНГ) к настоящему времени властями Узбекистана организован 30 и 60-дневный безвизовый режим.

Однако по мере восстановления мировой экономики и экономики Узбекистана от последствий пандемии, есть высокая доля вероятности нового оживления туристического сектора. Для экономики Узбекистана — это возможность создать новые рабочие места в несырьевых секторах экономики, повысить узнаваемость собственных национальных брендов.

Подводя итог, можно отметить, что разработанные Генеральной Ассамблеей ООН глобальные Цели устойчивого развития являются актуальной базой ориентиров и стратегий развития национальных государств. Узбекистан проявил активный интерес к выработке и уточнению данного комплекса глобальных целей. В частности, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в ходе работы 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выступил с инициативой о повышении роли парламентов в достижении Целей устойчивого развития. Однако важно понимать, что внимание властей Узбекистана к данной инициативе ООН вызвано не соображениями международного престижа, а потребностями развития государства и общества.

Пандемия коронавируса, безусловно, внесла свои коррективы в работу как Узбекистана, так и других государств над достижением национальных Целей устойчивого развития, однако не остановила и даже не приостановила ее. Работа над достижением Целей — по-прежнему в фокусе внимания властей Узбекистана, поскольку это отвечает потребностям страны в сохранении высоких темпов развития.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах