Правительство Украины приняло решение об увольнении с должности председателя Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Владимира Усова. Распоряжение об увольнении Усова опубликовала пресс-служба Кабинета министров Украины.
Креативный менеджер по объявлению
«Уволить Усова Владимира Владимировича с должности главы Государственного космического агентства Украины в соответствии с ч. 1 ст. 87 закона „О государственной службе“», — говорится в документе.
37-летний выпускник Одесского национального морского университета стал главой Государственного космического агентства Украины в январе 2020 года.
Должность Усов получил, став победителем конкурса на должность главы Госкосмоса, проходившего в ноябре 2019 года. Претендент уступал другим кандидатам в знании законодательства и владении английским языком, однако выбился в лидеры по «абстрактным психологическим параметрам»: лидерским качествам, стрессоустойчивости и коммуникации. В финале все кандидаты проходили собеседование у министра экономического развития и сельского хозяйства Тимофея Милованова, в подчинении которого оказалась космическая отрасль Украины. Он-то и сделал решающий выбор в пользу Усова.
В космической отрасли до своего назначения Усов не работал вообще. Он занимался электронными учебниками и 3D-принтерами. При этом правоохранительные органы подозревали его в крупных финансовых махинациях, однако после назначения Усова на должность дело заглохло.
«Важнее разбираться в современных подходах менеджмента, чем иметь опыт работы в Центре авиационных и космических систем»
Новоявленный глава ГКАУ в беседе с изданием «КП в Украине» говорил: «Глава космического агентства — человек, который видит подходы, способные радикально изменить конкретную сферу так, чтобы она могла стать катализатором экономического роста страны. Почему космос? В Украине не так много инновационных отраслей. Зато если вывести их на мировой уровень, можно здорово поднять экономический потенциал страны... Сегодня важно разбираться в современных подходах менеджмента, нарабатывать инновации, внедрять их так, чтобы не просто не отставать, а опережать время. Это гораздо важнее, чем, допустим, 20-летний опыт работы в КПИ в Центре авиационных и космических систем».
Кажется, только на постсоветском пространстве возникла эта странная традиция — если ты ничего не понимаешь ни в авиации, ни в космонавтике, но умело себя пиаришь, то тебя можно назначать на руководящую должность.
В руки Усова попали около 20 украинских предприятий — остатки великого советского наследия в ракетно-космической сфере, доставшегося Украине после распада Советского Союза.
Советское наследство
Национальное космическое агентство Украины было создано при Кабинете Министров Украины 29 февраля 1992 года Указом президента Леонида Кравчука. В 1999 году был изменен статус НКАУ, в его подчинение были переданы более 20 предприятий и организаций, среди которых ГКБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова».
У Украины были мощнейшие производственные и конструкторские силы, позволявшие новой стране превратиться в полноценную космическую державу.
31 августа 1995 года с российского космодрома «Плесецк» украинская ракета-носитель «Циклон-3» вывела на орбиту первый украинский спутник «Сич-1».
Своего космодрома у Украины не было, а космическая отрасль развивалась в тесной кооперации с Россией. Это было естественно, поскольку российские и украинские предприятие оставались частями одной большой и эффективной советской системы.
Но в Киеве дули иные политические ветры. Курс был взят на сотрудничество с Западом и постепенный отход от кооперации с Россией.
Первым тревожным звонком стал неумеренный пафос вокруг полета украинца Леонида Каденюка на американском корабле-шаттле «Колумбия». Из Каденюка стали формировать образ первого украинского космонавта, оставляя в стороне тот факт, что в СССР украинцы летали в космос многократно, причем входили в число первых покорителей околоземного пространства. К слову, сам Каденюк такое противопоставление себя своим братьям по космосу не приветствовал.
Угасшая надежда
Хуже политических маневров было только желание украинских чиновников заработать здесь и сейчас. Предприятия ракетно-космической сферы не получали денег на развитие, зато все, что можно было продать за рубеж, в первую очередь уникальные технологии, продавались тут же.
Постепенно начал ощущаться и кадровый дефицит — уникальные специалисты, получавшие мизерную зарплату, уходили с предприятий в поисках лучшей доли.
Одна за другой на Украине принимались новые космические программы, и чем хуже шли дела, тем пафоснее они звучали.
В начале 2000-х годов появилась надежда на то, что будет восстановлена необходимая космической отрасли двух стран кооперация Украины и России. Государственное космическое агентство Украины возглавил Герой Украины, многолетний гендиректор «Южмаша» Юрий Алексеев.
В интервью, данном в 2020 году, он вспоминал о совместных с Россией проектах, в частности о «Морском старте»: «В осуществлении этого проекта большая заслуга Юрия Павловича Семенова из компании РКК „Энергия“, у него были хорошие взаимоотношения с „Боингом“. На тот момент РН „Зенит“ была самая подходящая, ведь прежде чем выбрать ее, россияне пересмотрели все возможные варианты среди своих ракет, но самым лучшим вариантом была „Зенит“. Ракета производилась на ЮЖМАШе, двигатель первой ступени изготавливался в Химках. На тот момент, повторюсь, это была лучшая ракета, у нее полностью автоматизированный старт, что очень понравилось американцам. В проект Sea Launch входило 5 предприятий из 4 стран».
Кадровая чехарда
Алексеев и сейчас болеет душой за украинский космос, пишет письма с предложениями Владимиру Зеленскому, но, по его словам, ответа не получает.
Все надежды на возрождение ракетно-космической отрасли Украины рухнули после государственного переворота 2014 года. Алексеев, гордость страны, был уволен в соответствии с принятым «евромайдановцами» законом «Об очищении власти».
После этого в ГКАУ началась невероятная кадровая чехарда. Алексеева в ранге врио сменил Александр Голуб, в январе 2015 года уступивший место Олегу Урускому. Уже в августе 2015 года Уруского заменили на Любомира Сабадоша, который тоже пробыл в должности меньше года. Врио опять стал Голуб, которого, тоже в ранге врио, сменил Юрий Радченко. Затем главой ГКАУ стал выходец из КБ «Южное» Павел Дегтяренко. Он проработал больше двух лет, но после очередного финансового скандала его выставили за дверь. Два месяца ГКАУ в качестве врио руководил Владимир Михеев, после чего пост занял «стартапер» Усов.
Иностранные заказы: за счет чего держится украинский космос?
Главное, за счет чего еще держится ракетно-космическая сфера Украины, — это иностранные заказы. В 2019 году более 80 процентов продукции украинских предприятий, находящихся в подчинении ГКАУ, шли на экспорт. На этом удалось заработать около 2,5 миллиардов гривен (около 90 млн долларов).
Важнейшими контрактами для ГКАУ являются поставки ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания, труб, проводов и другого связанного с ними оборудования для американской одноразовой ракеты-носителя «Антарес», а также двигателей для ракеты Европейского космического агентства «Вега».
Для четвертой ступени этой ракеты поставляется украинский жидкостный ракетный двигатель РД-843, разработанный КБ «Южное» и производящийся на заводе «Южмаш».
«Вегу» запускают с 2012 года, и за это время был только один неудачный старт в 2019 году, который был связан с разрушением двигателя второй ступени.
После этого Европейское космическое агентство взяло годичную паузу, и новый успешный запуск состоялся в сентябре 2020 года.
Правда, в октябре выяснилось — из 53 спутников на орбиту вышел только 51. Два из восьми американских спутников Lemur-2 не покинули свои пусковые контейнеры, установленные на четвертой ступени ракеты.
Катастрофа «Веги» — кошмар для Незалежной
А 17 ноября 2020 года новый запуск завершился полным провалом. Как сообщила компания-оператор Arianespace, «через восемь минут после старта миссии Vega Flight VV17 после первого зажигания двигателя разгонного блока Avum было обнаружено отклонение от траектории, повлекшее за собой потерю миссии».
То, что «главным подозреваемым» при этом становится украинский двигатель РД-843, было очевидно.
Источник РИА Новости подтвердил: «На четвертой ступени установлен двигатель РД-843 украинского производства. Его отказ рассматривается в качестве основной возможной причины аварии ракеты Vega».
Нужно сказать, что еще в 2017 году Европейское космическое агентство выделило 53 млн евро на финансирование программы «Vega Evolution», которая предусматривает замену украинских жидкостных ракетных двигателей РД-843 на более экологичные немецкие двигатели.
Хотеть заменить двигатель — это еще не значит добиться этого. Но авария «Веги» с потерей спутников по вине РД-843 — это худшее, что могло случится с украинской космической отраслью в 2020 году.
Связана ли отставка специалиста по электронным учебникам и 3D-принтерам с последним провалом, пока непонятно. Но уж больно все совпало по времени. К тому же очевидно, что очередной пиар-проект Зеленского с продвижением на руководящий пост «молодого украинского гения» ничего многострадальной украинской космонавтике не принес.
И, возможно, унес один из последних ручейков, приносивших реальный доход.