Примерное время чтения: 7 минут
3192

Следствие по кругу. «Взрыв в самолете Качиньского» снова не подтверждается

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Гарантии не потерять работу обеспечит закон 05/09/2018
Бортовые самописцы самолета Ту-154М с Лехом Качиньским на борту, разбившегося 10 апреля под Смоленском, а также процедуру их расшифровки продемонстрировали специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) российским и иностранным, в частности, польским журналистам.
Бортовые самописцы самолета Ту-154М с Лехом Качиньским на борту, разбившегося 10 апреля под Смоленском, а также процедуру их расшифровки продемонстрировали специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) российским и иностранным, в частности, польским журналистам. / Фото: Георгий Куролесин / РИА Новости

Версия о взрыве на борту самолета Ту-154 ВВС Республики Польша 10 апреля 2010 года проверялась в числе первых сразу после катастрофы, но не нашла подтверждения, заявила официальный представитель СК России Светлана Петренко.

«Подчеркну, что у российского следствия не осталось вопросов относительно причин произошедшего, — отметила Петренко. — К трагедии привела совокупность факторов. Это непринятие командиром экипажа своевременных действий по уходу на запасной аэродром при фактических метеоусловиях на аэродроме в Смоленск. И ошибочные действия экипажа в условиях снижения все видимости наземных ориентиров, продолжения захода на посадку, а также отсутствия должной реакции и требуемых действий при неоднократном срабатывании системы раннего предупреждения приближения земли».

Польские следователи и эксперты 11 раз приезжали в Россию для работы с вещественными доказательствами. Все версии, в том числе и те, которые были высказаны польской стороной, тщательно проверили. 

«Расследование с самого начала имело международный характер, так как российские следователи постоянно взаимодействуют с польскими компетентными органами на основании Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и действующего между нашими станами договора», — добавила представитель СК России.

С 3 по 7 сентября 2018 года по запросу польской стороны в Смоленске вновь состоится осмотр обломков лайнера в присутствии представителей польской делегации. В преддверии ее приезда журналистам российских СМИ показали закрытую территорию, где в Смоленске хранятся обломки польского «борта номер один». 

Всего в Смоленске хранятся порядка 17 тысяч обломков польского самолета, из них лишь несколько десятков можно отнести к крупным. Части самолета распределены в два ангара: в металлическом находится «выкладка» — крупные фрагменты, разложенные в соответствии с их расположением в Ту-154. Во втором ангаре, обтянутом брезентовым тентом, хранятся мелкие детали. Доступ к обломкам строго ограничен, так как они содержатся в «стерильности»: важно, чтобы посетители не принесли извне никаких следов, которые могли бы привести экспертов к ошибочным выводам. Чтобы попасть в ангары, польским и российским следователям нужно будет пройти контрольно-пропускной пункт, где установлены металлодетекторы, газоанализаторы, детекторы, обнаруживающие взрывчатые вещества и другая специальная аппаратура. 

Фото: АиФ/ Ольга Ефимкина

Самолет Ту-154М ВВС Польши с президентом республики Лехом Качиньским на борту потерпел крушение 10 апреля 2010 года при попытке зайти на посадку на аэродром «Смоленск-Северный». В авиакатастрофе погибли все, кто летел в самолете: восемь членов экипажа и 88 пассажиров, среди которых президент Польши, руководитель канцелярии президента Польши Владислав Стасяк, глава нацбанка Славомир Скшипек, замминистра иностранных дел Анджей Кремер, другие высокопоставленные чиновники и почти все высшее военное командование, а также ряд общественных и религиозных деятелей. Делегация летела из Варшавы в Смоленск, чтобы принять участие в траурных мероприятиях на месте Катынского расстрела.

Через 15 месяцев после катастрофы комиссия Международного авиационного комитета (МАК) представила доклад о причинах трагедии, в котором указывалось на комплексность обстоятельств, приведших к катастрофе. Однако основной причиной названы ошибочные действия экипажа. 

Фото: АиФ/ Ольга Ефимкина

Согласно выводам МАК, сделанным после тщательного расследования аварии, причиной крушения стал отказ экипажа выбрать другое место для посадки, даже несмотря на то, что капитан заранее получил информацию о плохих погодных условиях. В Польше изучение обстоятельств катастрофы тогда взял на себя национальный комитет по расследованию авиационных происшествий во главе с министром внутренних дел Ежи Миллером («комиссия Миллера»). В июле 2011 года комитет представил доклад, в котором утверждалось, что причиной крушения стал спуск самолета ниже разрешенной минимальной высоты, в результате чего он врезался в дерево и рухнул на землю. В выводах комиссии также подчеркивалось, что взрыва на борту не было. После расшифровки речевого бортового самописца стало известно, что в кабине пилотов находился посторонний человек — предположительно главком Воздушных сил Польши Анджей Бласик, который мог оказывать на пилотов психологической давление.

Однако в 2015 г. Польша резко изменила риторику в угоду своим политическим интересам. Сразу после прихода к власти находившейся до этого в оппозиции партии, которую возглавил брат погибшего Леха Качиньского Ярослав, тему смоленской трагедии стали сильно политизировать. Несмотря на максимальную открытость России в вопросе сотрудничества, Польша начала обвинять Москву в попытках ограничить доступ поляков к обломкам самолета и стремлении исказить правду об истинных причинах крушения Ту-154М. Польша «аннулировала» результаты технического расследования МАКа и даже собственной «комиссии Миллера». В 2016 Польша создала собственную комиссию «по повторному расследованию» смоленской катастрофы. Возглавил ее экс-министр обороны Антоний Мачеревич, который ни до, ни после своей работы в министерстве не был связан ни с армией, ни с авиацией, зато известен своей приверженностью к конспирологическим теориям. Комиссия выпустила ряд отчетов с собственными выводами, в которых в качестве основной высказывается версия о том, что польский борт номер один потерпел крушение из-за серии запланированных взрывов на борту.

Осенью 2016 года польские власти, шокировав всю международную общественность, приступили к эксгумации тел погибших смоленской катастрофы для «выяснения каких-нибудь новых подробностей». Однако никаких следов взрывчатых веществ на телах погибших обнаружено не было.

В прошлом году в Польше начали разыгрывать карту невозвращения Польше обломков Ту-154М. В частности этот прием был использован перед выборами — Ярослав Качиньский обвиняет «в сговоре с Россией» своего политического конкурента Дональда Туска. Однако, согласно всем международным нормам, обломки разбившегося самолета — это вещественные доказательства, и пока следствие не завершено они должны находиться в распоряжении следствия. При этом польские делегации неоднократно приезжали изучать обломки Ту-154М — начиная с 2010 года было 11 визитов польских представителей в Россию для работы с вещественными доказательствами, последний состоялся в 2014 году — незадолго до смены власти в Польше. Обломки были многократно и досконально изучены как российскими, так и польскими экспертами.

Летом 2018 г. Следственный комитет Российской Федерации одобрил поступивший от Польши запрос на очередной осмотр обломков польского президентского самолета Ту-154М. Именно в рамках этой договоренности, с 3 по 7 сентября сотрудники СК РФ откроют для польских представителей доступ к агрегатам, подузлам и конструктивным элементам Ту-154М, хранящимся в Смоленске на аэродроме «Смоленск-Северный».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах