Версия о взрыве на борту самолета Ту-154 ВВС Республики Польша 10 апреля 2010 года проверялась в числе первых сразу после катастрофы, но не нашла подтверждения, заявила официальный представитель СК России Светлана Петренко.
«Подчеркну, что у российского следствия не осталось вопросов относительно причин произошедшего, — отметила Петренко. — К трагедии привела совокупность факторов. Это непринятие командиром экипажа своевременных действий по уходу на запасной аэродром при фактических метеоусловиях на аэродроме в Смоленск. И ошибочные действия экипажа в условиях снижения все видимости наземных ориентиров, продолжения захода на посадку, а также отсутствия должной реакции и требуемых действий при неоднократном срабатывании системы раннего предупреждения приближения земли».
Польские следователи и эксперты 11 раз приезжали в Россию для работы с вещественными доказательствами. Все версии, в том числе и те, которые были высказаны польской стороной, тщательно проверили.
«Расследование с самого начала имело международный характер, так как российские следователи постоянно взаимодействуют с польскими компетентными органами на основании Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и действующего между нашими станами договора», — добавила представитель СК России.
С 3 по 7 сентября 2018 года по запросу польской стороны в Смоленске вновь состоится осмотр обломков лайнера в присутствии представителей польской делегации. В преддверии ее приезда журналистам российских СМИ показали закрытую территорию, где в Смоленске хранятся обломки польского «борта номер один».
Всего в Смоленске хранятся порядка 17 тысяч обломков польского самолета, из них лишь несколько десятков можно отнести к крупным. Части самолета распределены в два ангара: в металлическом находится «выкладка» — крупные фрагменты, разложенные в соответствии с их расположением в Ту-154. Во втором ангаре, обтянутом брезентовым тентом, хранятся мелкие детали. Доступ к обломкам строго ограничен, так как они содержатся в «стерильности»: важно, чтобы посетители не принесли извне никаких следов, которые могли бы привести экспертов к ошибочным выводам. Чтобы попасть в ангары, польским и российским следователям нужно будет пройти контрольно-пропускной пункт, где установлены металлодетекторы, газоанализаторы, детекторы, обнаруживающие взрывчатые вещества и другая специальная аппаратура.
Самолет Ту-154М ВВС Польши с президентом республики Лехом Качиньским на борту потерпел крушение 10 апреля 2010 года при попытке зайти на посадку на аэродром «Смоленск-Северный». В авиакатастрофе погибли все, кто летел в самолете: восемь членов экипажа и 88 пассажиров, среди которых президент Польши, руководитель канцелярии президента Польши Владислав Стасяк, глава нацбанка Славомир Скшипек, замминистра иностранных дел Анджей Кремер, другие высокопоставленные чиновники и почти все высшее военное командование, а также ряд общественных и религиозных деятелей. Делегация летела из Варшавы в Смоленск, чтобы принять участие в траурных мероприятиях на месте Катынского расстрела.
Через 15 месяцев после катастрофы комиссия Международного авиационного комитета (МАК) представила доклад о причинах трагедии, в котором указывалось на комплексность обстоятельств, приведших к катастрофе. Однако основной причиной названы ошибочные действия экипажа.
Согласно выводам МАК, сделанным после тщательного расследования аварии, причиной крушения стал отказ экипажа выбрать другое место для посадки, даже несмотря на то, что капитан заранее получил информацию о плохих погодных условиях. В Польше изучение обстоятельств катастрофы тогда взял на себя национальный комитет по расследованию авиационных происшествий во главе с министром внутренних дел Ежи Миллером («комиссия Миллера»). В июле 2011 года комитет представил доклад, в котором утверждалось, что причиной крушения стал спуск самолета ниже разрешенной минимальной высоты, в результате чего он врезался в дерево и рухнул на землю. В выводах комиссии также подчеркивалось, что взрыва на борту не было. После расшифровки речевого бортового самописца стало известно, что в кабине пилотов находился посторонний человек — предположительно главком Воздушных сил Польши Анджей Бласик, который мог оказывать на пилотов психологической давление.
Осенью 2016 года польские власти, шокировав всю международную общественность, приступили к эксгумации тел погибших смоленской катастрофы для «выяснения каких-нибудь новых подробностей». Однако никаких следов взрывчатых веществ на телах погибших обнаружено не было.
В прошлом году в Польше начали разыгрывать карту невозвращения Польше обломков Ту-154М. В частности этот прием был использован перед выборами — Ярослав Качиньский обвиняет «в сговоре с Россией» своего политического конкурента Дональда Туска. Однако, согласно всем международным нормам, обломки разбившегося самолета — это вещественные доказательства, и пока следствие не завершено они должны находиться в распоряжении следствия. При этом польские делегации неоднократно приезжали изучать обломки Ту-154М — начиная с 2010 года было 11 визитов польских представителей в Россию для работы с вещественными доказательствами, последний состоялся в 2014 году — незадолго до смены власти в Польше. Обломки были многократно и досконально изучены как российскими, так и польскими экспертами.
Последний рейс первого борта. Памяти жертв смоленской авиакатастрофы | Фотогалерея
Последний рейс первого борта. Памяти жертв смоленской авиакатастрофы | Фотогалерея
Летом 2018 г. Следственный комитет Российской Федерации одобрил поступивший от Польши запрос на очередной осмотр обломков польского президентского самолета Ту-154М. Именно в рамках этой договоренности, с 3 по 7 сентября сотрудники СК РФ откроют для польских представителей доступ к агрегатам, подузлам и конструктивным элементам Ту-154М, хранящимся в Смоленске на аэродроме «Смоленск-Северный».