Примерное время чтения: 9 минут
7102

Школы-могильники. Почему школы для индейцев сравнивают с концлагерями?

Детская обувь, игрушки, конфеты, табак и цветы оставлены на мемориале в Индейской школе-интернате Portage La Prairie, которая закрылась в 1975 году. Манитоба, Канада, 2021 год.
Детская обувь, игрушки, конфеты, табак и цветы оставлены на мемориале в Индейской школе-интернате Portage La Prairie, которая закрылась в 1975 году. Манитоба, Канада, 2021 год. Reuters

Огромную братскую могилу с более чем 650 телами обнаружили в Саскачеване (Канада) рядом со школой-интернатом Маривал для детей индейцев. Это самое значительное из безымянных захоронений, найденных на сегодняшний день, заявили в Федерации коренных народов. И второе захоронение за месяц: в конце мая у другого интерната для детей из коренных народов нашли останки 215 детей.

Всего пару лет назад существование таких братских могил считали городскими легендами. Теперь же думают, что в таких могильниках могло быть похоронено не менее 10 тыс. детей.

«Начав бить, они теряли контроль»

«Во время избиений я не плакала: из-за этого они становились бешеными, эти две монашки. Начав бить тебя, они теряли контроль: швыряли тебя об стену, бросали об дверь, пинали, били кулаками, сваливали на пол. Они не могли остановиться. Они были просто безумными», — такие воспоминания о своих школьных годах вынесла бывшая ученица школы-интерната для индейских детей в Камлупсе Джеральдин Боб.

Схожие издевательства пришлось пережить тысячам детей индейцев, которые с середины XIX века по конец 1960-х годов прошли через школы-интернаты, призванные «цивилизовать» их. Всё это было частью колониальной политики канадских властей. «Убить в ребёнке индейца», — такова была главная задача обучения.

Ученики в Индейской школе Карлайла, Пенсильвания (c. 1900).
Ученики в Индейской школе Карлайла, Пенсильвания (1900). Фото: Commons.wikimedia.org

Интернаты строили рядом с индейскими резервациями. Детей принудительно забирали из семей и разлучали с родными и близкими на долгий срок. В школах запрещалось говорить на родном языке, разрешалось только на английском или французском. Под запрет попадали традиционные верования коренных народов. Регламентировали даже игры, в которые могли играть дети. Дозволялись только «цивилизованные» виды спорта: крикет, бейсбол, регби, хоккей с шайбой.

За малейшее ослушание детей нередко избивали и подвергали издевательствам. «Нас было трое, мы мыли пол, вода стала грязной, я спросила монахиню: „Сестра, можно поменять воду? Она ничего не сказала. Она смотрела в сторону. Я сказала: Я могу поменять воду? Наверное, я спросила ее слишком много раз. Она взяла ведро, надела его мне на голову и стала бить меня шваброй пока ведро было у меня на голове», — вспоминала ученица школы в Форт-Резолюшн Дороти Бьюли. Детей «в воспитательных целях» выгоняли на мороз, оставляли без еды, пороли. А в школе в Сент-Эли в 1950-е — 1960-е годы для наказаний использовали самодельный электрический стул, сила тока в котором была высокой, но не смертельной.

Учителя в интернатах зачастую не имели профессионального образования. А сами школы нередко очень плохо финансировались. Инспекторы Министерства по делам индейцев отмечали в своих отчетах одни и те же проблемы: скудное питание, «неудовлетворительное ни по количеству, ни по качеству», рваную старую одежду, которую носят школьники.

Апачи из племени чирикауа через 4 месяца после прибытия в школу Карлайла.
Апачи из племени чирикауа через 4 месяца после прибытия в школу Карлайла. Фото: Commons.wikimedia.org

Неудивительно, что из интернатов дети часто пытались бежать. Часто такие побеги заканчивались трагедиями. Зимой 1937 года из школы-интерната Леджак попытались сбежать домой в резервацию пятеро ребят. Они были одеты в легкую одежду, а температура на улице ночью опустилась до -20 градусов. Самый старший из детей вскоре вернулся назад. Остальные замерзли насмерть. В 1959 году две ученицы пытались сбежать из школы на Купер-Айленд, прозванной за расположение на острове «Алькатрасом» (по аналогии с известной тюрьмой). Обе девочки утонули.

Зов прошлого

В 1991 году в Канаде была создана комиссия, которая занялась деятельностью интернатов. Были установлены многочисленные факты нарушений и издевательств над детьми, чудовищные случаи сожжения тел младенцев, которых рожали девочки-подростки, забеременевшие от преподавателей интернатов.

Выяснилось, что множество детей испытывали огромные психологические проблемы после «обучения», искали забвения в алкоголе и наркотиках. «Меня зовут Лидия, но в школе у меня не было имени. У меня были номера. Я была номер 51, номер 44, номер 32, номер 16, номер 11 и в конце концов номер один, перед тем как я собиралась поступать в колледж. Меня так и называли: „Номер 32. На всей моей одежде была цифра 32. На всей одежде и обуви», — вспоминала бывшая ученица школы в Кросс-Лейс Лидия Росс.

Ученики сидят в классе школы-интерната Всех Святых в Лак-ла-Ронге, Саскачеван, Канада, около 1950 года. Фотография сделана около 1950 года.
Ученики сидят в классе школы-интерната Всех Святых в Лак-ла-Ронге, Саскачеван, Канада, около 1950 года. Фотография сделана около 1950 года. Фото: Reuters

В результате было принято решение окончательно закрыть все интернаты. Последняя спецшкола для индейцев закрылась в 1998 году. В том же году министр по делам индейцев Джейн Стюарт впервые публично извинилась перед теми, кто подвергся насилию в школах. Был создан фонд помощи жертвам в размере $350 млн.

В последующие годы официальные извинения индейцам приносили канадское правительство, представители церквей, к которым нередко относились интернаты. С 2007 года бывшим ученикам начали выплачивать компенсации.

Находка в Камлупсе в мае этого года, где обнаружили останки 215 детей, стала настоящим шоком для канадцев. Никаких записей о гибели этих детей обнаружить не удалось. Городская община вместе с судмедэкспертами сейчас занимается установлением причин смерти. После страшной находки в Камлупсе канадские власти активизировали поиски захоронений возле других школ-интернатов. Премьер-министр Саскачевана Скотт Мо прямо заявил, что ожидает страшных находок и в других местах. Так и произошло. 23 июня там была обнаружена новая могила, где нашли около 650 тел.

Ранее канадские власти оценивали число умерших в интернатах детей в 3-6 тысяч. После находок в Камлупсе и Саскачеване это число может резко подскочить. Некоторые оценки уже доводят число погибших до 10 тыс.

Следователи начали вновь опрашивать бывших воспитанников интерната. Рассказы о массовых захоронениях были и раньше, однако к ним относились скептически. «Теперь мы не можем это отрицать: все истории, рассказанные нашими выжившими, правдивы», — заявил шеф полиции Саскачевана Камерон. Теперь поисковые работы идут и возле других интернатов во всех канадских провинциях. Следователи ожидают, что будут найдены новые нигде не отмеченные массовые захоронения.

Мемориал на территории бывшей школы-интерната для индейцев Камлупс в Камлупсе. Канада.
Мемориал на территории бывшей школы-интерната для индейцев в Камлупсе. Канада. Фото: Reuters

Расследование решили начать и в США. Об этом заявила глава МВД страны Дебора Холэнд. На территории Штатов тоже были сделаны страшные открытия. В Пенсильвании рядом с индейским интернатом обнаружили незадокументированное захоронение 10 детей. Их останки передадут индейским племенам в Аляске и Южной Дакоте, рассказала министр.

Канадским властям между тем остается лишь извиняться перед выжившими в школах детьми. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо назвал находки «болезненным напоминанием о мрачной и постыдной главе» в истории страны.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах