Одна из центральных тем мировой дискуссии — как эпидемия коронавируса повлияет на экономику, политику, общественные отношения и глобальную расстановку сил.
Одни говорят, что мир ждут глобальные изменения. Что столкнувшись с драматическим вызовом, мировые державы осознают негативные последствия соперничества и разъединения, протянут друг другу руки и откроют новую эру сотрудничества. Другие считают, что как только эпидемия пойдёт на спад, всё вернётся на круги своя. Циники уверены: политики встряхнутся, как курица после встречи с нахальным петухом, и начнут кудахтать по-старому.
Что говорят прагматики?
Прагматики же говорят так: да, какие-то корректировки внутренней и внешней политики произойдут, но глобальные тенденции, установившиеся в ХХ веке, сохранятся. Миром по-прежнему будут править деньги, мировые корпорации, экономический эгоизм и политические амбиции отдельных стран и лидеров. Отдельные изменения уже есть, но они носят либо вынужденный, либо (в ряде стран) популистский характер с прицелом на ближайшие выборы. В ряде стран бюджеты изменили в пользу работников здравоохранения. Во многих перераспределили бюджеты в помощь мелкому и среднему бизнесу. В обычные времена этот бизнес в силу своей мобильности, деловой хватки и трудолюбия выкарабкивается сам. Но при масштабах коронавирусного удара по кошелькам граждан и в связи с карантинными мерами он оказался в числе наиболее пострадавших и требует помощи. На политическом кону — проблема массовой безработицы, а следовательно, и социальной стабильности. В СМИ такие меры получили название «пакеты спасения». Внушительный пакет спасения экономики принял Евросоюз. И здесь предсказуемо выделяется Германия. Правительство А. Меркель приняло меры по кредитным гарантиям для бизнеса на 400 млрд евро. Общий же пакет спасения в Германии составит 1,3 трлн евро, или 20% ВВП. В Японии чуть меньше — 1 трлн долл. В странах «второго экономического эшелона» — Италии и Испании — пакеты поскромнее: 455 и 200 млрд евро соответственно.
Своеобразен подход США. Там продолжает работать традиционный для них принцип «бизнес спасёт себя сам». А пакет спасения в 2 трлн долл. получил название «вертолётные деньги»: правительство помогает не корпорациям, а раздаёт доллары гражданам — как бы сбрасывая деньги с вертолёта. Основная цель — побудить их не затягивать ремни, а тратить больше. Пакет спасения в исполнении правительства Трампа состоит из 5 основных пунктов: прямая помощь (раздача) малоимущим, выплаты на детей, пособия по безработице, льготные кредиты малому и среднему бизнесу для выплаты зарплат и аренды. Это коснётся половины населения. Пока с «вертолёта» Трампа сброшено 158 млрд. Правительство Байдена, скорее всего, продолжит эту практику.
Кто как может
В России пакет спасения весьма скромен (65 млрд евро) и обусловлен не жадностью власти, а ограниченными масштабами экономики. Накопленные резервы в виде Фонда национального благосостояния разбрасывать в виде «вертолётных денег» правительство остерегается, приберегая деньги на случай затяжного кризиса. Есть ещё и такой фактор, помогающий правительству, как традиционно высокий в России резерв терпения населения. В отличие от европейских стран, где недовольство властью незамедлительно выплёскивается на улицу, у нас дело ограничивается брюзжанием на кухне, ростом пьянства или семейного насилия. Вместе с тем, судя по последним опросам, среди людей растёт тревога. В 2020 г., по свидетельству фонда «общественное мнение», тревожные настроения охватили 62% населения против 51% в 2019 г.
Однако видимые глазу протестные настроения не растут. Оценки работы президента и правительства фактически не изменились. Накопленное раздражение люди вымещают на чиновниках: отрицательно к чиновничьему миру России относятся 74%, положительно — лишь 14%.
Всё это даёт возможность власти фактически сохранять в неизменности и политическую систему, и систему отношений с народом. Вот уже в течение многих лет она регулирует свои отношения с обществом не посредством диалога с реформаторски настроенной частью общества, а всё более напористыми методами пропаганды. И время от времени — малозатратными популистскими мерами.
Так, в качестве уступки популярному в народе требованию отказаться от плоской шкалы налогообложения и ввести прогрессивный налог для состоятельных граждан он был повышен на 2% — с 13 до 15%. В европейских же странах так называемой плоской шкалы налога вообще не существует. Там есть прогрессивный налог на прибыль, который доходит до 40% и более. Налоговые поступления идут на социальные нужды населения.
Завинчивание гаек
Особенность борьбы с коронавирусом в ряде стран состоит в том, что власти, крича «ужас, ужас!» и пугая население «неизбежными бедами», на самом деле используют COVID-19 как возможность списать на него провалы собственной политики, коррупцию, разворовывание бюджета и неспособность решать социальные проблемы. В Польше, например, COVID-19 послужил поводом для завинчивания гаек и ограничения демократических свобод. Во Франции президент Макрон попытался использовать напряжённую ситуацию для принятия законодательных мер, ограждающих полицию от общественного контроля. Но только спровоцировал людей на акты насилия на улицах.
* * *
Для политологов COVID-19 оказался хорошим поводом для того, чтобы сравнить способность к сопротивлению стихийным вызовам различных типов политических систем. Сравнивая успехи и провалы борьбы с коронавирусом в различных странах, приходится, к сожалению, признать, что в чрезвычайных ситуациях авторитарные модели (типа китайской, иранской, турецкой) способны более эффективно контролировать ситуацию посредством жёстких и быстро вводимых мер ограничения. А страны с демократическим устройством (США, Испания, Франция, Италия и др.), где население привыкло к разного рода вольностям в общественном и частном поведении, от нашествия COVID-19 пострадали больше.
По мнению международных экспертов, Россия показывает неплохие результаты. Число заболевших COVID-19 на 1 тыс. жителей у нас составляет 17 человек. Для сравнения: в США — 46, в Бельгии — 51, в Испании и Франции — 35, в Великобритании и Италии — 27. К тому же Россия — одна из немногих стран, которая быстро нашла собственную и весьма эффективную вакцину. Вот и возникает вопрос: среди каких мы стран по политическому устройству, уровню развития и демократии? Ближе к Европе или ближе к Турции и Египту? Вопрос не из простых. Поделитесь своим мнением с «АиФ».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции