Примерное время чтения: 11 минут
3924

От Ла-Манша до Хоккайдо. Мосты и тоннели, которые связывают разные страны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Медицина в регионах: кого вылечит врач с зарплатой 8 тыс. рублей? 13/09/2017 Сюжет Строительство Крымского моста
Поезд выезжает из тоннеля под Ла-Маншем.
Поезд выезжает из тоннеля под Ла-Маншем. Commons.wikimedia.org

В недалёком будущем Россию и Японию может соединить мост. Речь не об образном выражении, а о реальном инженерном сооружении, которое свяжет материковую Россию с японским островом Хоккайдо через Сахалин.

Интересное предложение

В рамках Восточного экономического форума о наличии подобных планов заявил первый вице-премьер России Игорь Шувалов. «Возможно ли это сделать? Возможно, при современных технологиях это даже не так дорого. И мы с японскими партнёрами это серьёзно обсуждаем», — приводит слова Шувалова «Интерфакс».

Интерес к такому проекту проявила японская корпорация Mitsui&Co. Ltd. «Пока мы не видели конкретного проекта, так что нужно рассмотреть экономическую рентабельность», — приводит «РИА Новости» слова председателя совета директоров корпорации Масами Иидзимы. По мнению бизнесмена, если проект действительно будет выгоден двум странам, то его вполне можно реализовать.

Мост в Японию — это вообще реально?

На самом деле непреодолимых технических преград для подобного проекта нет. Хоккайдо и остров Сахалин отделяет друг от друга пролив Лаперуза, ширина которого в самой узкой части составляет 43 километра.

Для сравнения: самым длинным мостом в мире на сегодня считается Даньян-Куньшаньский виадук, являющийся частью Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороги. Протяжённость сооружения, введённого в эксплуатацию в 2011 году, составляет 164,8 км.

Если же говорить о сооружении, которое проходит исключительно над водным пространством, то здесь первенство держит опять-таки китайский Циндаоский мост через залив, который соединяет город Циндао с пригородным промышленным районом Хуандао. Длина моста, также открытого в 2011 году, равна 42,5 км, что практически совпадает с шириной пролива Лаперуза.

Средние глубины в проливе составляют 20-40 метров, что также не является непреодолимым препятствием. Куда сложнее вопрос климата: гипотетический мост в проливе Лаперуза будет подвергаться куда большим нагрузкам, чем строящийся Крымский мост.

Дотянуться до Сахалина: тоннель на остров начал рыть товарищ Сталин

Для того чтобы проект моста Сахалин — Хоккайдо был реализован, России для начала предстоит решить задачу создания перехода на остров с материка.

Идее транспортного перехода на Сахалин уже более ста лет: впервые такие планы появились в конце XIX века.

В тридцатых годах начались научные изыскания, а в 1950 году Иосиф Сталин выступил с предложением заняться практической реализацией проекта. Правда, планировалось строить не мост, а тоннель.

Решение о строительстве железной дороги на Сахалин и тоннеля было принято в 1952 году. Начались подготовительные работы. Протяжённость самого тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км (был выбран наиболее узкий участок пролива), его трасса проходила севернее паромной переправы. На материке предполагалось строительство ветки от мыса Лазарева до станции Селихин на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань с ответвлением к временной паромной переправе. Окончание строительства с организацией временной паромной переправы было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля запланирован на конец 1955 года.

Сахалин.
Сахалин. Фото: РИА Новости/ Сергей Красноухов

Переправа

Проект был заморожен сразу после смерти Сталина. Бытует легенда, что стройка сорвалась из-за того, что её вели заключённые ГУЛАГа и после их освобождения строителей не осталось.

Это не совсем верно. Строительство действительно курировало МВД, но основную часть рабочих составляли бывшие заключённые, которые уже были освобождены. По воспоминаниям ветеранов стройки, после приостановки работ продолжения строительства ждали свыше 7000 человек. Но в итоге из Москвы пришёл приказ: прекратить работы окончательно.

Почти десять лет спустя, в 1962 году, было принято решение о строительстве грузопассажирской железнодорожной переправы Ванино — Холмск. Переправа, на которой работали специально построенные паромы-ледоколы серии «Сахалин», была открыта в 1973 году.

Паромная железнодорожная переправа Ванино-Холмск в Хабаровском крае. У причала паром «Сахалин-1», 1979 г.
Паромная железнодорожная переправа Ванино — Холмск в Хабаровском крае. У причала паром «Сахалин-1», 1979 г. Фото: РИА Новости/ Олег Галушко

Нужно строить. Но, когда начнём, неизвестно

Уже к концу советского периода стало понятно, что паромная переправа не отвечает требованиям времени. Экономический рывок в развитии Сахалина невозможен без надёжного и устойчивого транспортного сообщения с материком. С начала 2000-х годов о планах строительства тоннеля или моста заговорили вновь.

Особенно оживились разговоры о строительстве моста на Сахалин с началом реализации проекта Крымского моста. Идут разговоры о том, что Сахалинский мост может стать следующей крупной стройкой.

Президент России Владимир Путин в ходе «Прямой линии» в июне 2017 года заявил, что окончательно решение о начале строительства ещё не принято, как не решён и вопрос о том, будет ли возведён мост или тоннель. При этом предварительная стоимость такого проекта составит не менее 286 миллиардов рублей.

Мировой опыт свидетельствует: мосты и тоннели, соединяющие разные страны, давно уже не являются исключительным делом.

Тоннель под Ла-Маншем (Франция — Великобритания)

Идея «Евротоннеля» появилась в начале XIX века. Первым её высказал французский инженер Альбер Матье-Фавье. Всерьёз готовился к практической реализации Наполеон, но помешал конфликт между двумя странами.

В 1870-х годах дело дошло до геологических изысканий, а в 1875 году парламенты обеих стран утвердили решение о строительстве. В 1881 году стройка началась, но затем была остановлена по инициативе англичан.

Стройку снова начинали в 1922 году, но затем опять прекратили. Новый перезапуск проекта состоялся в 1973 году, и на сей раз он был прерван из-за нехватки средств.

Нынешний тоннель начали строить в декабре 1987 года, на сей раз довели дело до конца. 6 мая 1994 года «Евротоннель» был торжественно открыт лидерами государств-участников: королевой Великобритании Елизаветой II и президентом Франции Франсуа Миттераном.

Тоннель является железнодорожным, поэтому автомобили перевозятся специальными челночными поездами. Протяжённость тоннеля составляет 51 км, из них 39 км — под водами Ла-Манша. Общая стоимость проекта, по разным оценкам, составила от 5 до 10 миллиардов фунтов.

Эресуннский мост-тоннель (Дания — Швеция)

Второй по известности транспортный переход между двумя странами после тоннеля под Ла-Маншем. Представляет из себя совмещённый мост-тоннель, включающий двухпутную железную дорогу и четырёхполосную автомагистраль через пролив Эресунн. Соединяет датский Копенгаген и шведский Мальмё.

Общая длина составляет 11 895 метров. Мост длиной 7845 м покрывает половину расстояния между Швецией и датским островом Амагер. Мост соединяется с тоннелем на искусственном острове, названном Пеберхольм. Длина тоннеля (4050 метров) складывается из 3510 метров подводного тоннеля и 270 метров порталов на каждом конце.

Строительство было начато в 1995 году и завершено в августе 1999 года. Наследный принц Дании Фредерик и кронпринцесса Швеции Виктория встретились на середине моста, чтобы отметить завершение строительства. Официальное открытие состоялось 1 июля 2000 года с участием королевы Маргрете II и короля Карла XVI Густава в качестве почётных гостей.

Общая стоимость строительства составила 30,1 миллиарда датских крон.

Эресуннский мост-тоннель.
Эресуннский мост-тоннель. Фото: www.globallookpress.com

Мост Амбассадор (США — Канада)

Между США и Канадой существует несколько мостов, но открытый ещё в ноябре 1929 года Амбассадор интересен тем, что он был одним из первых, а также тем, что по сей день является длиннейшим висячим мостом, соединяющим два государства.

Протяжённость моста всего 2286 метров, однако важность его трудно переоценить. По данным на 2010 год, через Амбассадор проходила четверть всего товарооборота между двумя странами. Речь идёт о товарном потоке стоимостью 1 миллиард долларов в сутки. Пожалуй, это самый «богатый» мост на планете.

Мост соединяет американский Детройт и канадский Уинсор. Помимо товарооборота, это ещё и «алкомост»: дело в том, что в канадской провинции Онтарио продажа алкоголя разрешена лицам с 19 лет, в то время как в Мичигане с 21. В результате молодёжь Детройта дружными колоннами ходит выпивать в соседнюю страну.

Несмотря на то, что открытие Амбассадора совпало с началом Великой Депрессии, мост окупил себя в течение первых 10 лет эксплуатации. В настоящее время есть планы строительства рядом с «ветераном» нового моста. Стоимость проекта оценивается в 1 миллиард долларов.

Мост Амбассадор.
Мост Амбассадор. Фото: wikipedia.org

Мост короля Фахда (Саудовская Аравия — Бахрейн)

Единственный из мостов, связывающих разные страны, который входит в топ-15 самых длинных в мире.

По сути, речь идёт не о едином сооружении, а об объединённом комплексе мостов и плотин длиной 26 км, которые связывают саудовский город Эль-Хубар и остров Бахрейн, крупнейший среди нескольких десятков островов, составляющих самое маленькое государство арабского мира.

Комплекс мостов делится на три части: сочетание трёх мостов, ведущих из Эль-Хубара на искусственный остров на границе Саудовской Аравии и Бахрейна; мост, ведущий с искусственного острова на остров Умм аль-Насан; и ещё один мост, связывающий Умм аль-Насан с островом Бахрейн.

Соглашение о строительстве было подписано в 1981 году, строительство началось в 1982 году.

Торжественное открытие моста состоялось 25 ноября 1986 года. Все расходы на себя взяла Саудовская Аравия, потратившая на строительство (по разным оценкам) от 900 миллионов до 1,2 миллиарда долларов. Мост был назван в честь короля Саудовской Аравии Фахда ибн Абделя Азиз Аль Сауда.

Мост короля Фадха.
Мост короля Фахда. Фото: Commons.wikimedia.org

То, что деньги потрачены с пользой, Саудовская Аравия продемонстрировала в 2011 году. Когда в период «арабской весны» в Бахрейне начались волнения, переросшие в антиправительственное восстание, 14 марта 2011 года по мосту короля Фахда туда прибыли 1000 военнослужащих из Саудовской Аравии и 500 полицейских из ОАЭ. К 17 марта восстание было подавлено.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах