После экстренной посадки в Минске самолёта авиакомпании Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс, был задержан некто Роман Протасевич. Кто он, что произошло и какие могут быть последствия – разбирался «АиФ».
Кто такой Протасевич?
26-летний уроженец Минска Роман Протасевич – оппозиционер со стажем. В Белоруссии в акциях протеста он участвовал с начала 2010-х. Впервые его задержали в 2011-м. Он был отчислен с журфака Белорусского госуниверситета, что не мешало ему работать в оппозиционных СМИ.
Успел Протасевич оставить свой след на Украине. В интервью Юрию Дудю он рассказывал, что ездил на майдан, а позже год провёл в зоне АТО в качестве журналиста-фрилансера. Хотя в некоторых СМИ со ссылкой на Telegram-каналы проходила информация, что летом 2014-го свободолюбивый белорус вступил в неонацистский батальон «Азов», где прошёл спецподготовку по рукопашному бою, стрельбе из огнестрельного оружия, штурмовым действиям и диверсионно-подрывной работе. Зимой 2015 г. дослужился до замкомандира связи 2-й ударно-штурмовой роты. Стрелял или просто строчил репортажи в интернет Протасевич в Донбассе – достоверных данных нет. Невероятно, но его отец – подполковник Дмитрий Протасевич – ведущий сотрудник кафедры идеологической работы Военной академии Минобороны Белоруссии.
В 2019-м Протасевич-младший выехал в Польшу, где получил политическое убежище. Сегодня он известен как редактор оппозиционного Telegram-канала «Беларусь головного мозга» и создатель популярного паблика Nexta. У обоих проектов сотни тысяч подписчиков. Во время прошлогодних массовых протестов, начавшихся после признания победителем президентских выборов Лукашенко, именно канал Nexta стал главным координатором антиправительственных акций, с 9 по 16 августа увеличив свою аудиторию с 427 тыс. до 2 млн 165 тыс. человек. Официальный Минск обвинил канал в публикации непроверенной и заведомо ложной информации, а также в призывах к насилию в отношении силовиков и их семей. Суд признал Telegram-каналы Протасевича экстремистскими.
В последнее время оппозиционер перебрался в Вильнюс, куда и возвращался 23 мая из Афин.
Почему сел самолёт?
В Минске посадку самолёта, летевшего над территорией страны транзитом, объяснили сообщением о минировании борта. Минтранс Белоруссии заявил, что информация поступила по электронной почте от имени палестинской организации ХАМАС и была угроза взорвать рейс над Вильнюсом. О ситуации доложили президенту Лукашенко, и тот дал команду разворачивать и принимать самолёт.
«Информацию, что именно пилоты приняли решение посадить воздушное судно в Минске, подтвердила и руководитель отдела коммуникаций Литовского международного аэропорта Лина Бейшене, – напоминает военный эксперт Владислав Шурыгин. – Утверждается, что экипаж также рассматривал варианты возвращения в Афины и посадки в Вильнюсе. Однако, поскольку ближайшей ВПП, готовой принять Ryanair, был Минск, а также из опасения, что после пересечения границы с Литвой «заминированный» самолёт мог быть принят на сопровождение как угроза в стиле известной атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке, командир принял решение садиться в Минске. Видимо, из этих же опасений белорусское руководство подняло на сопровождение «Боинга» Ryanair истребитель МиГ-29».
Кстати, экстренные посадки самолётов из-за сообщений о бомбах уже случались. Так, в 2015-м американский истребитель сопровождал самолёт Air France до внеплановой посадки в Нью-Йорке из-за подозрений в минировании. Такая же участь постигла борт Qatar Airways, который совершил экстренную посадку по требованию британских ВВС в 2014 г. Как бы то ни было, никакой взрывчатки на севшем в Минске борту в итоге не обнаружили, и вечером самолёт вылетел в Вильнюс уже без Романа Протасевича. Была также задержана его подруга, гражданка РФ София Сапега.
Что грозит задержанному?
Один из пассажиров рассказал журналистам, что, когда стало ясно, что самолёт садится в Минске, «один мальчик запаниковал, взялся за голову», а на земле заявил: «Здесь меня ждёт смертная казнь».
На самом деле Протасевичу заочно предъявили обвинения по 3 статьям белорусского УК: организация массовых беспорядков (ст. 293), организация действий, грубо нарушающих общественный порядок (ст. 342), и разжигание социальной вражды по профессиональному принципу (ст. 130, ч. 3). Максимальный срок по совокупности – 15 лет.
Какова реакция Запада?
ЧП с задержанием блогера стало одной из главных тем саммита ЕС, представители стран НАТО поспешили с резкими заявлениями. Звучали призывы политиков о введении новых санкций в отношении Белоруссии. Глава французской дипломатии Жан-Ив Ле Дриан обвинил белорусские власти в угоне самолёта, заявив, что должна последовать «твёрдая и единая» реакция Европы. Глава МИД Германии Хайко Маас назвал случившееся «вопиющим вмешательством в гражданское авиасообщение в Европе». Некоторые политики заговорили о «гостерроризме» и «пиратстве». Польша потребовала от ЕС запретить полёты над Белоруссией. Британия отозвала разрешение «Белавиа» на рейсы в королевство и рекомендовала своим авиакомпаниям избегать воздушного пространства Белоруссии. Приостановить полёты над Белоруссией решили латвийская авиакомпания AirBaltic, немецкая Lufthansa, скандинавская SAS и др.
Было ли что-то похожее прежде?
Между тем ситуация с посадкой самолёта – даже если за этим стоит не террористическая угроза, как настаивают в Минске, а политика, как уверяют в Европе, – отнюдь не оригинальна.
В 2010 г. власти Ирана ради задержания лидера суннитской террористической организации «Джундалла» Абдулмалика Риги подняли в воздух истребители и вынудили совершить посадку в Иране самолёт киргизской авиакомпании, летевший из Дубая в Бишкек. А в 2013 г. самолёт президента Боливии Эво Моралеса, возвращавшегося домой после визита в Москву, был вынужден совершить посадку в Австрии. Франция, Португалия и Испания закрыли своё небо для полёта. По требованию США на борту искали экс-сотрудника ЦРУ Сноудена, которого там не было.
В 2016 г. самолёт «Белавиа», летевший из Киева в Минск, вернулся в аэропорт вылета по требованию СБУ. Пилотам угрожали, что в случае отказа в отношении самолёта может быть применена сила. После посадки с борта сняли гражданина Армении – антимайдановца Армена Мартиросяна. После обыска его отпустили: сотрудники СБУ якобы искали некие важные документы.
Можно ещё вспомнить, как в США в 2004 г. был насильно приземлён в Палм-Бич личный борт члена Совфеда Андрея Вавилова, которого прямо с трапа доставили на допрос. А в 2012-м в Турции был посажен борт Москва – Дамаск: искали оружие, которое якобы сирийцы могли перевозить на гражданском борту. На Западе многие «забыли» и то, как в 2014 г. Румыния и Болгария пытались посадить самолёт с тогдашним вице-премьером Дмитрием Рогозиным. «Наш спецборт власти Румынии и «вечно дружественной» Болгарии пытались принудить сесть на их аэродромы, чтобы «арестовать санкционного политика», – написал Рогозин в Telegram. – Так что польским панам следует быть последовательными и тренировать память. Покушение на безопасность российского вице-премьера и членов правительственной делегации и экипажа они считают нормой, но вот когда сцапали их агента, то весь курятник младонатовцев раскудахтался».
Напомнил Рогозин и другой эпизод лета 2017 г., когда самолёт компании S7, на борту которого по приглашению президента Молдавии в Кишинёв летела российская делегация, не был пропущен через воздушное пространство румын и поляков: «На остатках горючего борт сел в Минске. Польша и Румыния давно занимаются воздушным пиратством. Иначе такие опасные и незаконные действия не назовёшь».
Во Сколько обойдётся запрет полётов?
На момент подписания номера коллективное решение ЕС по запретам полётов ещё не было принято. Но если его всё же введут, это может нарушить планы Минска по продвижению своего аэропорта для организации международного хаба. Хотя планы были большие. «Из каждого региона выбрали ряд стран, например, в Европе это Дания, Румыния, Словакия и другие, в Северной Америке – США и Канада, в Азии – Таиланд, Шри-Ланка, Индия, Пакистан и др. Чтобы они выполняли полёты в Национальный аэропорт Минск и транзитом в третьи страны. Мы очень заинтересованы в организации таких рейсов», – рассказывал в прошлом году директор Департамента по авиации Минтранса Белоруссии Артём Сикорский.
«Запрет на полёты над Белоруссией для европейских компаний и пассажиров – это выстрел в ногу, – считает главный редактор FrequentFlyers.ru Илья Шатилин. – Из-за этого больше пострадают сами авиакомпании, которые будут вынуждены удлинить свои маршруты. А Белоруссия лишится денег за аэронавигационное обслуживание, это копейки». Речь может идти о 50–60 млн долл. в год. До пандемии в среднем над Белоруссией летало не менее 500 бортов в сутки. За 100 км каждый платил порядка 46 долл.
«Авиакомпании, которые примут решение облетать территорию Белоруссии, увеличат продолжительность полёта на 30 минут, – подсчитал исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – Оценки дополнительных затрат – 1000–1500 долл. в одну сторону, что связано с дополнительным расходом топлива и увеличением продолжительности полёта». Соответственно эту сумму можно смело делить на количество билетов, проданных на один рейс.
Как это отразится на нас?
Из-за скандала напряглись наши туристы, которые в последнее время привыкли летать через Минск. Председатель Общественного совета Ростуризма Дмитрий Давыденко полагает, что ограничения полётов над территорией Белоруссии не повлияют на путешествия граждан России, но стоимость билетов может вырасти. Он пояснил, что если ограничения коснутся вылетов из республики, то это будет проблема. Однако, поскольку санкции примут лишь некоторые страны, варианты останутся.
Впрочем, эксперты не исключают и политических последствий для Москвы, если на Западе по привычке решат разыграть карту «во всём виноват Кремль».