Саммит ШОС в Самарканде, состоявшийся 15-16 сентября 2022 года, завершил председательство Узбекистана в этой организации. Теперь председательство перешло к Индии, и следующий саммит ШОС пройдет именно там.
Об итогах саммита и председательства Узбекистана в ШОС в целом написано уже довольно много. Однако, в этих публикациях, кажется, несколько упускается из виду полезность этой международной организации и этого международного форума для Узбекистана. Внешняя картинка встреч и заседаний, транслируемая по телевидению, а также общие декларации могут создавать превратное впечатление, что саммит проводится будто бы ради встречи на высшем уровне.
Разумеется, это совсем не так. И перед саммитом ШОС, и в ходе саммита проводилась огромная, кропотливая работа многих сотен специалистов в международных отношениях, экономике, культуре. Вырабатывались концептуальные документы, которые потом, скрепленные подписями глав государств, становятся содержательной и юридической основой для новых законов и распоряжений, правительственных программ.
Узбекистан во время своего председательства в ШОС придал этой работе большой размах и интенсивность. За год было проведено более 80 крупных мероприятий или в среднем по шесть мероприятий в месяц.
Среди них были, к примеру: Экономический форум, Туристический форум, Форум промышленной кооперации, заседание Совета Межбанковского объединения, совещания министров энергетики, промышленности, ИКТ и сельского хозяйства и другие. Узбекистан инициирован разработку и согласование Программы стимулирования промышленной кооперации в рамках ШОС, по сотрудничеству в сфере искусственного интеллекта, План развития внутрирегиональной торговли в рамках ШОС, взаимодействие в сфере развития умного сельского хозяйства, концепцию сотрудничества в развитии транспортных коридоров.
Деятельность Узбекистана в ШОС направлена на повышение уровня жизни для граждан республики. В партнерах по ШОС – супергиганты мировой экономики: Китай, Индия и Россия, на которые приходится примерно 25% мирового ВВП и 15% мировой внешней торговли. Сотрудничество с этими странами является мощным рычагом для подъема узбекской экономики.
Работа экспертов, подготовка проектов документов, которые рассматриваются на форумах, на совещаниях министерского уровня, в конце концов выносятся на саммит ШОС, на который прибывают главы государств. Вот когда главы государств подписывают соглашение, оно превращается из инициативы в решение, обязательное для всех членов организации. Так вот, Узбекистан за время своего председательства провел работу по подготовке к подписанию на саммите ШОС рекордных 44 документа, из которых 30 документов были инициированы узбекской стороной. Всего с 2017 года Узбекистаном было выдвинуто 54 инициативы, из которых более 40 уже реализованы.
Новшество председательства Узбекистана – это Самаркандская инициатива солидарности во имя общей безопасности и процветания, нацеленная на диалог между странами, основанный на принципе взаимоуважения, доверия, конструктивного сотрудничества во имя общей безопасности и процветания.
Эта инициатива Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева официально закреплена в Самаркандской декларации Совета глав-государств ШОС, принятой 16 сентября 2022 года.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выдвигая эту инициативу, прекрасно осознавал, что государства-члены организации вовсе не свободы от конфликтов и противоречащих интересов. Сама возможность встретиться и поговорить в рамках саммита в сложных международных условиях открывает путь к мирному разрешению конфликта. Любой конфликт приходит к своему разрешению и диалог — абсолютно необходимый этап этого. Лучше сразу начать диалог, чем хвататься за оружие. Но диалог, в свою очередь, возможен лишь на условиях открытости, равноправия, взаимной выгоды. Это большой вклад Узбекистана. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев таким образом обогатил основополагающие принципы ШОС.
Председательство Узбекистана в ШОС завершилось, но работа по развитию сотрудничества и не думает завершаться. В ближайшее время этой работы станет еще больше, поскольку к ШОС присоединяются новые члены, наблюдатели и партнеры по диалогу. Потенциал организации от этого только увеличивается, и, стало быть, увеличиваются те возможности, которыми может воспользоваться Узбекистан.