aif.ru counter
6347

Море раздора. Что делать России в конфликте вокруг Южно-Китайского моря?

Все материалы сюжета Дальний Восток. Жить и работать

На первый взгляд ситуация в Южно-Китайском море нас не касается. Но кроме большой геополитической игры, в которой Москве приходится участвовать, там уже несколько лет есть интересы наших нефтяных и газовых компаний-гигантов.

Китайский бомбардировщик над островами в Южно-Китайском море.
Китайский бомбардировщик над островами в Южно-Китайском море. © / www.globallookpress.com

Что изменилось за последнее время в ситуации в Южно-Китайском море (ЮКМ), и что ожидать в это регионе в будущем обсудили известные российские специалисты на круглом столе, который провел Институт востоковедения РАН.

Китай не дает расслабиться

Естественно, краеугольным камнем обсуждения оказалась политика Китая, который уже несколько лет активно развивает свою военную инфраструктуру на насыпных островах.

Директор Института Хо Ши Мина, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Колотов объяснил, как Пекин стремится дальше отодвинуть морские рубежи и создать возможность размещения еще далеко в море средств раннего предупреждения о нападении и соответственно средств защиты от атак с моря и с воздуха. Китай продолжает строительство искусственных островов и активно проводит политику по их милитаризации. Так, на трех искусственных островах идет активная установка систем РЭБ, противокорабельных ракет и средств ПВО, зона поражения которых составляет более 500 км. для морских целей и 300 км. для воздушных. Уже сейчас в ЮКМ Китай создал 27 передовых баз. Они оснащаются взлетно-посадочными полосами для самолетов.

Недавняя военная демонстрация, когда в ЮКМ, вышли, более 40 кораблей китайского флота во главе с авианосцем «Ляонин», должна показать решимость Китая не только остаться и защищать эти острова, но и способность, дальше проводить политику по вытеснению США из прибрежных регионов и внутренних морей Восточной и Юго-Восточной Азии. Все эти действия усугубляются тем, что страны региона, по мнению Владимира Колотова, продолжают заниматься интригами друг против друга. Это ведет к опасности появления межконфессиональных конфликтов между ними, ослаблению АСЕАН перед внешними и внутренними вызовами, а также к перехвату инициативы в регионе внешними игроками в полном соответствии с известной китайской стратагемой «Превратить роль гостя в роль хозяина».

США не отступает

Сегодня конфликт в Южно-Китайском море является одним из наиболее угрожающих для глобальной стабильности и безопасности. В этом регионе мира сошлись интересы Китая и США и их противостояние в любой момент может превратиться в начало большой войны двух мировых сверхдержав.

Американцы не признают эти насыпные острова законной территорией Китая и демонстративно нарушают своими военными кораблями и самолетами введенные китайскими властями запреты на приближение к ним. Такая ситуация чревата серьезным военным столкновением с непредсказуемыми последствиями.

А ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН Григорий Локшин отметил, что США явно столкнулись с кризисом доверия в регионе. Страны АСЕАН сделали определенные выводы в соответствии со своей традиционной стратегией «хеджирования рисков». Ни одна из них не хочет иметь в лице Китая своего врага. Они приглушили на время споры в ЮКМ и пошли на ряд соглашений, включая участие в проекте «Один пояс, один путь». Близки к завершению переговоры по Всеобъемлющему экономическому партнерству (ВРЭП). В то же время, считает Григорий Локшин, единство АСЕАН после вердикта гаагского суда во многом подорвано. Филиппины отказались настаивать на выполнении выгодного им вердикта и предпочли двусторонние переговоры и активное экономическое сотрудничество с Китаем.

Если Филиппины в целом стремятся найти определенные компромиссы с КНР особенно в сферах рыболовства и совместного освоения минеральных ресурсов, то Вьетнам продолжает придерживаться во многом бескомпромиссного стиля отношений с КНР.

Большинство стран этого блока четко показали и свое недоверие Америке и желание искать компромиссы в отношениях с Китаем. Это особенно проявилось в августе 2017 г в ходе согласования текста итогового коммюнике 50-ой встречи министров иностранных дел АСЕАН, когда страны этого блока отказались включить в текст документа пункта, осуждающего действия КНР. АСЕАН, на этом форуме сделала существенный шаг вперед в подготовке к подписанию нового кодекса поведения в Южно-Китайском море.

Участники круглого стола разошлись во взглядах на развитие событий в акватории ЮКМ. Одни эксперты считают, что в последнее время здесь установились относительный мир и определённая стабильность. Риск конфликта заметно уменьшился, так как" Китай стал демонстрировать свою «добрую волю» и вступил в контакт с АСЕАН на многостороннем уровне. Другие полагали китайское «наступление улыбок» делом временным. Они указывали, что в реальной китайской политике особых перемен не происходит, Пекин не отказывается от своих претензий на 80% акватории Южно-Китайского моря, не собирается признавать и решения Гаагского трибунала.

России важно удержать равновесие

В такой ситуации, естественно, возникает вопрос, а что делать России. Руководитель центра Юго-восточной Азии, Австралии и Океании Дмитрий Мосяков выделил в политике Москвы по ЮКМ два периода. Первый с начала двухтысячных и по 2013 г. характеризовался определенной свободой и независимостью, четким следованием национальным интересам. В это время были подписаны многочисленные контракты и заложены основы нашего присутствия в этом регионе. Причем главным союзником и партнером России выступал Вьетнам. В частности именно при его поддержке Россия стала полноправным участником ключевой региональной организации Восточноевропейские саммиты (ВАС).

Однако введение санкций против России со стороны Запада существенно изменило курс российской политики. В поиске противовеса Западу Москва в период 2014-2017 гг. стала проводить все более одностороннюю политику ориентации на Китай, подчас в ущерб нашим отношениям с другими странами и в частности с Вьетнамом. Сегодня, судя по заявлениям ответственного за Восточную и Юго-Восточную Азию заместителя министра иностранных дел И. Моргулова, о том, что «Россия не создает и не планирует создавать какие-либо союзы с Китаем», этот курс выравнивается. А Россия все больше стремится установить отношения дружбы и сотрудничества, как с Китаем, так и с Вьетнамом и со всеми другими странами региона, которые заинтересованы в дружбе и сотрудничестве с Москвой.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. а А
    |
    09:53
    13.05.2018
    0
    +
    -
    А почем там у Китая камни? Они не продают их в другие страны? Я бы купила с удовольствием.)))
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. В каких парках можно будет привить питомца от бешенства?
  2. Зачем государство создает еще один ресурс с данными о населении?
  3. Какие выплаты получат столичные ветераны к годовщине битвы под Москвой?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ