Примерное время чтения: 7 минут
9486

Курс на Арктику. Начнётся ли война ледоколов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Крымская весна. Итоги первой пятилетки 13/03/2019
Павел Львов / РИА Новости

Недавно командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго заявил, что Арктика на самом деле международная территория и США заинтересованы в том, чтобы она оставалась открытой для всех, невзирая на то, что русские считают Арктику своей. Потому, мол, Америка не позволит России господствовать в Арктическом регионе и контролировать Северный морской путь.

Отнимут ли Севморпуть?

«Борзеть» в этом смысле американцы начали не вчера. «Ещё в 2008 г. еврокомиссар Х­авьер Солана предупреждал, что в ближайшие десятилетия могут возникнуть серьёзные конфликты из-за контроля над Арктикой, – рассказал «АиФ» руководитель экспертного совета Госдумы РФ 6-го созыва по обороне Борис Усвяцов. – Причина – быстрое таяние полярных льдов из-за глобального потепления. Ещё 20 лет назад Севморпуть был свободен для прохода в течение 30 суток, сегодня их уже 80. В обозримом будущем он может быть свободен для судоходства 120 дней в году, а при наличии мощных ледоколов вообще круглогодично. Не надо забывать, что, кроме России, остальные арктические страны – США, Канада, Дания и Норвегия – входят в НАТО. Америка считает, что судьбу Арктики может решить не международное право, а военная мощь».

«Разумеется, Россия готовится к защите, – говорит глава Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Ц­ыганок. – За полярным кругом восстанавливаются аэродромы, ремонтируются старые и строятся новые военные базы, принимаются на вооружение современные образцы боевой техники, адаптированной к условиям Крайнего Севера. Но этого недостаточно. Чтобы эффективно противодействовать попыткам прибрать Арктику к рукам, нужны новые арктические боевые корабли».

По мнению вице-президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константина Сивкова, для ведения войны в Арктике США могут использовать авиацию, подлодки и силы специальных операций: «Они рассчитывают осуществить своё намерение ходить по Севмор­пути силовым путём и для этого имеют самые масштабные возможности, за исключением ледоколов. Мы можем этому противо­стоять, задействовав силы своего флота».

Военнослужащие на новейшем багги «Чаборз М-3» во время арктических учений на Земле Франца-Иосифа, март 2018 г. Шесть таких вездеходов примут участие в Параде Победы на Красной площади в этом году.
Военнослужащие на новейшем багги «Чаборз М-3» во время арктических учений на Земле Франца-Иосифа, март 2018 г. Шесть таких вездеходов примут участие в Параде Победы на Красной площади в этом году. Фото: Кадр телеканала "Звезда"

«Кулак ледовой армады»

Проектная мощность Севморпути пока особо не афишируется, но при известных обстоятельствах вполне может выйти на цифры, сопоставимые с теми, которыми сейчас оперирует Суэцкий канал. То есть Россия способна взять под контроль до 10% мирового грузооборота. С точки зрения американцев, это чистый грабёж. Но при всём желании направить в Арктику флотилию своих ледоколов они не могут. На ходу у их береговой охраны лишь два таких судна плюс ещё одно – научно-исследовательское. Но финансировать строительство новых полярных кораблей Америка не торопится, поскольку не имеет в Арктике крупных производств и таких городов, как Норильск или Мурманск, которые надо обеспечивать всем необходимым. Темп в арктической гонке Штаты уже упустили: даже если прямо сейчас вложить в постройку новых ледоколов миллиарды долларов, новые суда такого типа могут прийти на Север минимум через 10 лет.

А пока Россия обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом – 50 судов, в том числе 6 атомных. Другие арктические страны отстали тут по меньшей мере лет на 15. Для сравнения: у Канады сегодня 9 ледоколов, у Китая  4, у Дании  4, у Норвегии  2, у Японии  1. Как сообщают в «Росатоме», до 2035 г. в РФ будут построены ещё 8 атомных ледоколов, первый из которых, класса «Арктика», будет введён в эксплуатацию уже в 2020 г.

«Самооборона ледоколов от воздушного противника ничтожно слаба, – считает Константин Сивков. – Они не имеют средств ПВО и могут использоваться в военных операциях лишь под прикрытием других сил». «Но в особых случаях п­ереход атомного ледокола с караваном может сопровождаться военными кораблями и подлодками, – поясняет Анатолий Цыганок. – Кроме того, для охраны ледоколов могут использоваться те же возможности, что и для сопровождения российских транспортных судов, перевозящих нефть в Индий­ском океане, – не редкость, когда эти суда принимают на борт до взвода морской пехоты».

Из-за специфики конструкции корпуса на ледоколах, как правило, не остаётся места для серьёзного вооружения, хотя его установка в угрожаемый п­ериод была предусмотрена на всех советских атомных с­удах такого типа. Потому принято решение о строительстве боевых кораблей ледокольного класса. Один из таких проектов – первый в мире ударный ледокол «Иван Папанин» с ­вооружением уровня эсминца: на кораблях этого проекта могут быть размещены 8 пусковых установок крылатых ракет «Калибр» и артустановка, изготовленная по технологии «стелс». Кроме того, на борту будут 2 катера, вертолёт Ка-27 для противолодочной обороны и судно на воздушной подушке. Пока Минобороны заказало 2 таких ледокола: «Папанин» должен войти в строй после 2020 г., второй корабль – после 2022-го.

Универсальный патрульный корабль проекта 23550 «Иван Папанин»  – уникальное судно, совмещающее в себе патрульный корабль, буксир и ледокол.
Универсальный патрульный корабль проекта 23550 «Иван Папанин» – уникальное судно, совмещающее в себе патрульный корабль, буксир и ледокол. Фото: Минобороны РФ

Боевой ледокол сможет охранять невооружённые корабли, поддерживать сухопутные силы и морскую пехоту, уничтожать неприятельские суда. Наиболее продвинутый российский проект такого рода – ледоколы с ядерной силовой установкой класса «Лидер»: «в особый период» их можно будет доукомплектовывать модулями с противолодочным, артиллерийским и ракетным вооружением, в т. ч. «Калибрами», и привлекать для усиления корабельной группировки Северного флота.

Новость о начале строительства таких кораблей, о чём недавно сообщил вице-премьер Юрий Борисов, в масштабах Арктики сравнима с той, о которой в своё время рассказал миру президент Владимир П­утин, говоря о «Сарматах». Главная задача ледоколов «Лидер» – обеспечение круглогодичной бесперебойной навигации по Севморпути. Предельная толщина льда, преодолеваемого ледоколом, – свыше 4 м. То есть он способен проходить фактически везде. Причём бороздить просторы арктических льдов, ни для одних судов в мире, кроме наших, недоступные, «Лидер» будет готов не менее 40 лет: так рассчитаны сроки эксплуатации.

В планах строительство трёх таких кораблей. Немецкий журнал «Штерн» уже назвал подобные проекты «стальным кулаком русской ледовой армады», которая будет «доминировать в Северном Ледовитом океане безраздельно».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах