Недавно командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго заявил, что Арктика на самом деле международная территория и США заинтересованы в том, чтобы она оставалась открытой для всех, невзирая на то, что русские считают Арктику своей. Потому, мол, Америка не позволит России господствовать в Арктическом регионе и контролировать Северный морской путь.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/005/714/cb8f7e8ca1d67af56c5038270cc01335.jpg)
Отнимут ли Севморпуть?
«Борзеть» в этом смысле американцы начали не вчера. «Ещё в 2008 г. еврокомиссар Хавьер Солана предупреждал, что в ближайшие десятилетия могут возникнуть серьёзные конфликты из-за контроля над Арктикой, – рассказал «АиФ» руководитель экспертного совета Госдумы РФ 6-го созыва по обороне Борис Усвяцов. – Причина – быстрое таяние полярных льдов из-за глобального потепления. Ещё 20 лет назад Севморпуть был свободен для прохода в течение 30 суток, сегодня их уже 80. В обозримом будущем он может быть свободен для судоходства 120 дней в году, а при наличии мощных ледоколов вообще круглогодично. Не надо забывать, что, кроме России, остальные арктические страны – США, Канада, Дания и Норвегия – входят в НАТО. Америка считает, что судьбу Арктики может решить не международное право, а военная мощь».
![](https://aif-s3.aif.ru/images/009/665/aa0955021e32be69afe9f830c35e5a25.jpg)
«Разумеется, Россия готовится к защите, – говорит глава Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок. – За полярным кругом восстанавливаются аэродромы, ремонтируются старые и строятся новые военные базы, принимаются на вооружение современные образцы боевой техники, адаптированной к условиям Крайнего Севера. Но этого недостаточно. Чтобы эффективно противодействовать попыткам прибрать Арктику к рукам, нужны новые арктические боевые корабли».
По мнению вице-президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константина Сивкова, для ведения войны в Арктике США могут использовать авиацию, подлодки и силы специальных операций: «Они рассчитывают осуществить своё намерение ходить по Севморпути силовым путём и для этого имеют самые масштабные возможности, за исключением ледоколов. Мы можем этому противостоять, задействовав силы своего флота».
![Военнослужащие на новейшем багги «Чаборз М-3» во время арктических учений на Земле Франца-Иосифа, март 2018 г. Шесть таких вездеходов примут участие в Параде Победы на Красной площади в этом году.](https://static1-repo.aif.ru/1/31/1272466/c/c6d8a57b28cbe1d2b19d14ca5253634c.jpg)
«Кулак ледовой армады»
Проектная мощность Севморпути пока особо не афишируется, но при известных обстоятельствах вполне может выйти на цифры, сопоставимые с теми, которыми сейчас оперирует Суэцкий канал. То есть Россия способна взять под контроль до 10% мирового грузооборота. С точки зрения американцев, это чистый грабёж. Но при всём желании направить в Арктику флотилию своих ледоколов они не могут. На ходу у их береговой охраны лишь два таких судна плюс ещё одно – научно-исследовательское. Но финансировать строительство новых полярных кораблей Америка не торопится, поскольку не имеет в Арктике крупных производств и таких городов, как Норильск или Мурманск, которые надо обеспечивать всем необходимым. Темп в арктической гонке Штаты уже упустили: даже если прямо сейчас вложить в постройку новых ледоколов миллиарды долларов, новые суда такого типа могут прийти на Север минимум через 10 лет.
А пока Россия обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом – 50 судов, в том числе 6 атомных. Другие арктические страны отстали тут по меньшей мере лет на 15. Для сравнения: у Канады сегодня 9 ледоколов, у Китая 4, у Дании 4, у Норвегии 2, у Японии 1. Как сообщают в «Росатоме», до 2035 г. в РФ будут построены ещё 8 атомных ледоколов, первый из которых, класса «Арктика», будет введён в эксплуатацию уже в 2020 г.
«Самооборона ледоколов от воздушного противника ничтожно слаба, – считает Константин Сивков. – Они не имеют средств ПВО и могут использоваться в военных операциях лишь под прикрытием других сил». «Но в особых случаях переход атомного ледокола с караваном может сопровождаться военными кораблями и подлодками, – поясняет Анатолий Цыганок. – Кроме того, для охраны ледоколов могут использоваться те же возможности, что и для сопровождения российских транспортных судов, перевозящих нефть в Индийском океане, – не редкость, когда эти суда принимают на борт до взвода морской пехоты».
Из-за специфики конструкции корпуса на ледоколах, как правило, не остаётся места для серьёзного вооружения, хотя его установка в угрожаемый период была предусмотрена на всех советских атомных судах такого типа. Потому принято решение о строительстве боевых кораблей ледокольного класса. Один из таких проектов – первый в мире ударный ледокол «Иван Папанин» с вооружением уровня эсминца: на кораблях этого проекта могут быть размещены 8 пусковых установок крылатых ракет «Калибр» и артустановка, изготовленная по технологии «стелс». Кроме того, на борту будут 2 катера, вертолёт Ка-27 для противолодочной обороны и судно на воздушной подушке. Пока Минобороны заказало 2 таких ледокола: «Папанин» должен войти в строй после 2020 г., второй корабль – после 2022-го.
![Универсальный патрульный корабль проекта 23550 «Иван Папанин» – уникальное судно, совмещающее в себе патрульный корабль, буксир и ледокол.](https://static1-repo.aif.ru/1/38/1272454/c/19d6ad1a3428b1ddff6c8cb885f1298c.jpg)
Боевой ледокол сможет охранять невооружённые корабли, поддерживать сухопутные силы и морскую пехоту, уничтожать неприятельские суда. Наиболее продвинутый российский проект такого рода – ледоколы с ядерной силовой установкой класса «Лидер»: «в особый период» их можно будет доукомплектовывать модулями с противолодочным, артиллерийским и ракетным вооружением, в т. ч. «Калибрами», и привлекать для усиления корабельной группировки Северного флота.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/015/813/4c085405e1790749734105783078b5c0.jpg)
Новость о начале строительства таких кораблей, о чём недавно сообщил вице-премьер Юрий Борисов, в масштабах Арктики сравнима с той, о которой в своё время рассказал миру президент Владимир Путин, говоря о «Сарматах». Главная задача ледоколов «Лидер» – обеспечение круглогодичной бесперебойной навигации по Севморпути. Предельная толщина льда, преодолеваемого ледоколом, – свыше 4 м. То есть он способен проходить фактически везде. Причём бороздить просторы арктических льдов, ни для одних судов в мире, кроме наших, недоступные, «Лидер» будет готов не менее 40 лет: так рассчитаны сроки эксплуатации.
В планах строительство трёх таких кораблей. Немецкий журнал «Штерн» уже назвал подобные проекты «стальным кулаком русской ледовой армады», которая будет «доминировать в Северном Ледовитом океане безраздельно».