Территориальные претензии к России официально выдвигает только Япония. впрочем, нельзя сказать, что всё спокойно и на границе между Россией и США.
Тут, впрочем, «мяч» на российской стороне: советский парламент не успел (умер вместе с СССР), а российский уже четверть века не спешит ратифицировать соглашение от 1990 года о разграничении между Россией и США. В просторечии - «линию Бейкера - Шеварднадзе», по именам подписавших документ госсекретаря США Джеймса Бейкера и министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе.
Американцы-то ратификацию провели, можно сказать, сразу же после подписания соглашения. Ещё бы, на их стороне от линии (см. карту) оказалась не просто большая часть «ничейной» акватории Берингова моря - той, что находится за пределами 200-мильных экономических зон, - но и богатые рыбой воды, которые должны бы считаться именно российской исключительной экономической зоной, а не американской.
Куда смотрело правительство СССР, которое дало согласие на временное (хотя оно продолжается до сих пор) применение соглашения? Чем руководствовался сам Эдуард Шеварднадзе? По имеющимся оценкам, например, за первые 10 лет действия договора недополученный российскими моряками улов оценивался более чем в 1 млрд долл.! А ведь ещё никто не оценивал возможные запасы нефти и других углеводородов на том шельфе. Леонид Шебаршин, в то время зампред КГБ СССР, в одном из интервью вспоминал: «У него (Шеварднадзе, который позже провёл данное решение через Политбюро. - Ред.) были как личные, так и деловые отношения с Бейкером, это многое объясняет...»
Отказаться от «грабительского» соглашения, по мнению экспертов по международному праву, уже не получится. Даже несмотря на то, что соглашение не ратифицировано. Или всё-таки стоит попробовать?
Вот мнение Павла Гудева, канд. ист. наук, старшего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН:
- Основания считать соглашение дипломатическим проигрышем есть. Однако его контуры были заложены ещё в конце 70‑х годов. За основу взяли линию разграничения, описанную ещё в договоре по продаже Аляски, продлив её на север и на юг. Важно, что от части акватории, которая была традиционной зоной промысла для советских рыбаков ещё до появления понятия исключительных экономических зон, отказались в 1977-м, что лишь закрепили договором от 1990 г. Думали, что это поможет улучшить отношения с США, а также положительно повлияет на переговоры по поводу раздела спорной акватории между СССР и Норвегией в Баренцевом море. Кстати, договор с Норвегией подписали лишь в 2010 году, и он тоже может считаться неудачным: внакладе опять остались российские рыболовы, а норвежцы на отошедшем к ним участке шельфа нашли много нефти. Так теперь может получиться и в Беринговом море, если американцы заявят свои права на шельф в отошедшей к ним части открытого моря.
Но плюсы в том соглашении есть и для России. Оно положило конец сомнениям в принадлежности России острова Врангеля и других островов севернее Берингова пролива. Россия теперь имеет права на богатства обширного шельфа в акватории Северного Ледовитого океана. Уточнённую заявку в международную комиссию по границам континентального шельфа в океане Россия планирует подать в 2015 году.
А вот с американцами можно, хоть и сложно, продолжить разговор насчёт квот на лов рыбы в переданном районе Берингова моря. Такие квоты уже предоставлялись в 1978-1979 годах, пока отношения не ухудшились из-за ввода советских войск в Афганистан. Несмотря на сегодняшнее взаимное охлаждение, у нас остаются общие интересы, в том числе необходимость сотрудничать в Арктике, договариваться о правилах судоходства в Беринговом проливе.
Читайте также: Кто продал Аляску →