Основная часть украинского зерна, поставляемого на экспорт, скорее всего, оседает в хранилищах Евросоюза, который накапливает его как ресурс для дальнейших геополитических игр.
Об этом aif.ru рассказал вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. По его словам, открыто об этом не сообщается, но исходя из всех фактов такой вариант оказывается наиболее вероятным.
«В июне Украина поставила на экспорт очередной миллион тонн зерна, в основном — кукурузы и пшеницы, а также подсолнечника, — сказал Корбут. — Максимальный объем поставок был в мае — 1,7 млн тонн, в остальные месяцы находился в этом интервале. Сейчас на Украине осталось 12 млн тонн зерна, которое хорошо бы распродать, освободив хранилища для нового урожая, сбор которого сейчас начнется. Да, он будет ниже прошлогоднего, но все равно его надо куда-то складывать».
Основной путь вывоза зерна с территории Украины — железная дорога. Еще часть уходит по Дунаю в румынский порт Констанца, — собственные гавани Украины закрыты из-за опасных для судоходства морских мин. Порт Констанца – мелководный, мощности его инфраструктуры недостаточны для перевалки больших объемов зерна, добавил Корбут. Для экспорта остатков старого урожая он еще имеет смысл, но когда пойдет зерно этого года, потребуются уже другие мощности. Например, 3-4 млн тонн зерна в месяц, которые может загрузить на суда порт Одессы. Но будет ли расчищена акватория и разрешены заходы в «жемчужину у моря» теплоходов, пока неизвестно.
«По всему получается, что основная часть украинского зерна оседает в Европе, — продолжил эксперт. — Единственная четкая информация, которая была на этот счет, — 17 тыс. тонн украинской кукурузы прибыли в Испанию. Но это копейки. Что-то еще, наверное, забирает себе Турция. Сообщений о том, что Европа организовала транзит зерна в развивающиеся страны, в Африку, где, по данным ООН, назревает продовольственный кризис, не было. Значит, все, что смогла продать с дисконтом Украина, находится где-то в Старом Свете».
Есть и еще один аргумент в пользу этой версии, считает эксперт. Когда в Европе случился кризис с растительным маслом, его очень быстро удалось потушить. Очевидно, под рукой оказались украинские семечки, которые тут же пустили на переработку.
При торговле зерном принято заключать сделки на условиях FOB (free on bord), то есть такие, когда все расходы по транспортировке товара несет покупатель. Из-за невозможности вывести украинское зерно прямыми морскими поставками сделки идут с большим дисконтом, — покупатели так разделяют с продавцом свои нетрадиционно большие расходы на логистику. Дорогой фрахт судов, идущих в Черное море, и повышенная страховая премия делают закупки украинского зерна еще менее доступными для беднейших развивающихся стран и государств Африки. На фоне общего роста мировых цен, в том числе — на продовольствие, дорогая логистика делает затраты на покупке зерна непосильными для их бюджета. Однако ситуация скоро может начать исправляться.
«Уровень цен к прошлой нормальности уже не вернется, — предрекает Корбут. — Но они все равно буквально летят вниз: сейчас тонна зерна стоит 405-420 долларов, а июльские фьючерсы — с поставками после начала сбора нового урожая — котируются на уровне 350-370 долларов за тонну. Это позволит снять часть остроты с обеспечением продовольствием многих стран. Выход украинского зерна на рынок сильно на цены не повлияет — они и так идут вниз. Кстати, высокие цены позволяют заработать на торговле каждой тонны зерна по 50-100 долларов — это невероятно много».
Остаток в 12 млн тонн зерна приходится на всю Украину, отмечает эксперт. Часть ее территории Киев сейчас не контролирует. Из тех мест, где действуют гражданские администрации, зерно продают в Россию.
Даже при активном экспорте украинским хозяйствам хватит зерна для проведения предстоящей посевной кампании озимой пшеницы, заключает эксперт. Хватит и удобрений, и запчастей для техники. Но чтобы возобновить торговлю по всему миру, надо будет разминировать четыре черноморских порта страны. Без использования их емкостей продать свой урожай Украина не сможет – его просто не получится вывести. Железная дорога и «дунайская тропа» в нормальных условиях могут переварить миллион тон, при очень большом напряжении — два. Но потребности превышают эти возможности в несколько раз.