Примерное время чтения: 4 минуты
2770

«Денег не жалеть!» Путин показал ответ на санкции США и Европы

Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ
17 мая 2023. Президент РФ Владимир Путин проводит в режиме видеоконференции совещание с членами правительства РФ.
17 мая 2023. Президент РФ Владимир Путин проводит в режиме видеоконференции совещание с членами правительства РФ. / Михаил Климентьев / РИА Новости

Президент РФ Владимир Путин на совещании с правительством 17 мая назвал развитие Северного морского пути (СМП) «стратегическим приоритетом» российской власти. Этот маршрут из Китая в Россию станет новым «Великим шелковым путем» — к 2030 году по нему планируется перевозить 200 млн тонн грузов. Как пояснили aif.ru эксперты, СМП будет играть колоссальную роль в жизни страны.

Вопрос о развитии СМП заранее не анонсировался. Однако Путин сразу подчеркнул, что «эта тема чрезвычайно важна».

«Мы только что присутствовали с президентом Ирана на подписании документов по созданию нового железнодорожного маршрута „Север-Юг“. Но мы должны думать и о будущем. СМП открывается из-за изменения климата. Запущены регулярные рейсы атомного контейнеровоза, введен второй атомный ледокол, есть план развития СМП, в том числе с иностранными партнерами, которые хотят развивать отношения с Россией», — сказал президент и попросил доложить министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова.

По данным чиновника, грузопоток по СМП с 2014 года вырос в четыре раза — до 34 млн тонн. По нему Россия вывозит нефть, сжиженный природный газ (СПГ), минеральные удобрения, металл и другую продукцию.

«Ведущие арктические компании „Новатэк“, „Восток Ойл“, „Газпромнефть“, „Норникель“, „Баимская“, „Северная звезда“ обязались поставить на СМП 30 млн тон в этом году, в 2024 —71 млн тонн, в 2030 году — 190 млн тонн. С учетом северного завоза и транзитных потоков стоит задача обеспечить провозную способность в 200 млн тонн к 2030 году», — рассказал министр.

Чекунков отметил, что интерес к СМП проявляют Китай, Индия и другие страны Юго-Восточной Азии. Согласно программе развития этого маршрута стоимостью 1,8 трлн рублей, к 2035 году будет построено 153 судна ледокольного и транспортного флота ледового класса. Объем налоговых поступлений в бюджет до 2035 года от проектов СМП составит 16 трлн рублей.

Глава Росатома Алексей Лихачев добавил, что интерес к СМП проявляют страны БРИКС и Ближнего Востока. «Совместно с НОВАТЭК планируем в начале следующего года запустить круглогодичную навигацию в восточной части СМП. Это историческое решение, важное для развития всей Арктики, и имеющее особенное значение для экономики страны», — заключил топ-менеджер.

Путин заявил, что СМП не должен повторить ошибок Восточного полигона — железных дорог, где власти «к сожалению, перестраховались, а сейчас это было бы востребовано». «СМП носит абсолютно фундаментальный характер. Нам нужно обязательно реализовать все планы. Это требует денег. Обращаю внимание, что развитие СМП — это, безусловно, один из очевидных стратегических приоритетов. И здесь не стоит экономить и что-то сокращать, исходя из текущей конъюнктуры. Хотя и конъюнктура дает основание рассчитывать, что наши проекты такого характера будут реализовываться», — резюмировал президент.

Глава государства обозначил СМП стратегическим приоритетом, поскольку оборвались финансово-экономические связи с большинством западных стран и надо наращивать маршруты в страны Востока, объяснил aif.ru директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. «Мощности Транссиба или других сухопутных путей лимитированы, ограничены для перевозки грузов. СМП — путь, который в будущем будет играть колоссальную роль в жизни страны», — уверен собеседник.

На арктическом шельфе находится значительная часть оставшихся энергоносителей, и вся основная добыча в ближайшее время будет вестись там, добавил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. «За счет глобального потепления существенно расширился сезон судоходства. Гипотетически, когда ситуация стабилизируется, можно будет протаскивать и товары в ЕС, минимизируя риски. Сейчас южный канал, который использует Китай, сильно подвержен военному воздействию. А СМП проходит фактически по территории одной страны. Он быстрее, чем железная дорога. И дешевле. Нужна только портовая инфраструктура, ледокольный флот и флот в целом», — добавил эксперт.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах