Примерное время чтения: 5 минут
5945

Что за «боевой пузырь» завис в небе США?

Ответ редакции

Над США заметили огромный воздушный шар, который летел на большой высоте и уже проследовал над территорией нескольких штатов. В Пентагоне заявляют, что это разведывательный аэростат с техническими датчиками, который запустил Китай, и использует его для сбора разведывательной информации.

Хотя в этой истории пострадавшими выглядят американцы, но именно в США активней всего развивается воздухоплавание, и в конечном счёте может оказаться, что неопознанный воздушный шар — это очередной американский проект, так называемый «боевой пузырь». Тем более, звучат заявления, что его пока никто не собирается сбивать.

В то же время, как передает РИА Новости, в МИД Китая сообщили, что аппарат гражданский и используется «для научных исследований».

Американские планы

Напомним, в Пентагоне ещё в прошлом году громко заявили, что работают над новым планом противодействия гиперзвуковому оружию РФ и КНР. Пентагон потратил на этот проект порядка четырёх миллионов долларов, а в 2023 финансирование должно вырасти почти до тридцати. И его основой планировалось сделать воздушные шары, которые хотели использовать в роли платформ обнаружения гиперзвуковых ракет. Этими аэростатами планировалось дополнить, а при получении хороших результатов полностью заменить более дорогие в эксплуатации самолёты разведчики и спутники. Производить эти летательные аппараты было поручено компании Raven Aerostar.

Согласно проекту воздушные шары должны были разместить в стратосфере. В его корзину планировалось установить современное оборудование, основой которого является бортовой компьютер. Полезная нагрузка состоит из множества блоков, которые должны обеспечить безопасность полёта, навигацию и связь. Энергопитание обеспечивается солнечными батареями. Для движения шара предполагается использовать воздушные потоки, предсказывать направление ветра было поручено искусственному интеллекту, который анализирует поступающие данные с датчиков информации и меняет высоту воздушного шара. Этот воздушный шар может неделями висеть в воздухе на высоте от 18 до 27 километров и использоваться для самых разных миссий.

Также в США ведётся проект JLENS, по созданию привязных аэростатов, способных обнаруживать низколетящие крылатые ракеты. По замыслу разработчиков эти устройства позволят поднимать на три километра специальные радиолокационные станции, тем самым увеличивать в несколько раз дальность обнаружения. В течение многих лет Пентагон проводил испытания с использованием высотных аэростатов и дронов на солнечных батареях для сбора данных, обеспечения наземных войск связью и устранения проблем со спутниками.

Российский опыт

В России также существуют программы по созданию боевых воздушных шаров. Ранее сообщалось о различных перспективных проектах, например, о разработке стратосферного дирижабля, который по своим возможностям не уступает разведывательным спутникам. Также сообщалось о намерении создать транспортные дирижабли, которые могут применяться в том числе для перевозки военных грузов и боевых платформ. России на сегодняшний день принадлежит рекорд, Au-30 — самый большой серийно выпускаемый дирижабль. Этот летательный аппарат снабжён системой автопилотирования и может летать в сложных погодных условиях.

Около тринадцати лет назад в испытательном центре ВВС МО РФ были проведены испытания привязного аэростата. По их результатам сообщалось, что воздушный шар обладает грузоподъёмностью около полутонны, фактически столько же полезной нагрузки из аппаратуры разведки и связи он может поднимать в воздух. Но в серию тот перспективный аппарат не был запущен.

Дирижабль Au-30.
Дирижабль Au-30. Источник: Public Domain

Перспективное направление

В последние годы звучит мнение, что технология воздушных шаров имеет определённые перспективы, в том числе, для военного применения. Их планируется использовать для ведения оптической и радиотехнической разведки, выдачи целеуказаний, контроля управления огнём, а также для радиоэлектронной борьбы.

При этом у дирижаблей, что очевидно, есть очень сильные и очень слабые стороны. Из минусов — дирижабли сложно использовать в непосредственной близости от районов прямых боестолкновений. Это крупные объекты с низкой скоростью и совершенно неманевренные. Возможно, решением было бы создать для них системы ПВО. Из плюсов — они по несколько суток способны висеть в воздухе, поднимать большие грузы, сравнительно дёшевы в производстве и эксплуатации. Кроме того, большие габариты не делают их заметными для радаров, в конструкции используются композитные материалы, которые «не отсвечивают».

Сегодня в России, Америке, Китае и в Европе создаются дирижабли разного предназначения. Это весьма непростые летательные аппараты и с конструкторской точки зрения. Новую жизнь этим аппаратам дают технологические решения при создании оболочки воздушных шаров. Если раньше это был резиновый материал, то его заменила слоёная композитная ткань из силовых волокон. Это позволило создать максимально прочный и одновременно лёгкий материал. Также весьма сложной является система управления воздушными шарами, ведь ей приходится нейтрализовать любой порыв ветра, чтобы летательный аппарат не унесло — в руки противника.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах