Примерное время чтения: 12 минут
55450

«Без нефти мы будем жрать себя». Потеряет ли Россия в декабре все деньги?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. «Николаич, я тебя не брошу». История двух лётчиков, которые выжили в окружении ВСУ 14/12/2022
/ Георгий Зотов / АиФ

По дороге из центра в пригород Калькутты мой водитель останавливается на заправке и просит дать хотя бы часть оговорённых денег: ехать ещё далеко, нужно залить бензин. Цена поражает — литр стоит 106 рупий, то бишь 80 (!) рублей. Для небогатой страны, где сотни миллионов людей получают зарплату в размере 10 000 рупий (7 550 рублей — Авт.), это неприлично дорого. Именно поэтому обычные жители Индии, весьма далёкие от международной политики, постоянно задавали мне вопросы — «Почему Россия не продаёт нам больше нефти?» С начала года поставки российских энергоресурсов в Индию увеличились в 50 (!) раз: страна берёт 18% от всего нашего экспорта «чёрного золота», принося в казну миллиарды долларов. Интересно, отчего так не делалось раньше? Ведь Индия — один из главных покупателей нефти на планете, и её потребности в топливе растут каждый год.

«В Москве годами считали, что Индия нищая, толком с неё не заработаешь, — разводит руками российский чиновник, работающий в Дели. — Типа, будем нефть поставлять “на халяву”, а они не заплатят». Получается, мы потеряли огромные деньги. Экономика Индии третья по объёму в мире: за 2021 год она выросла на 9,2%. Это больше не республика страдающих от недоедания людей, выпрашивающих кусок хлеба.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Отчаянно скупают айфоны

Конечно, после прогулки по трущобам Калькутты, где народ ютится в хижинах из шифера, моется в реке и ездит на ободранных автобусах, Индию не представишь державой богачей. 135 миллионов человек (из населения в 1,4 миллиарда) живут за чертой бедности, на 120 рублей в день — и прикиньте, на эту сумму им надо поесть и одеться. Тем не менее количество богатых граждан среди индийцев стремительно увеличивается: к местному среднему классу уже относят 600 миллионов народу, а это четыре России, вместе взятые. Как и в Китае, избавившись от скромности, люди одержимы потреблением и тратой денег.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

В торговом центре Quest Mall в центре Калькутты забиты все кафе — хорошо одетые покупатели пьют латте и едят спагетти по московским ценам. Стоит очередь в бутик «Гуччи», в супермаркете покупают вино (по 750 рублей за бутылку, цена двух обедов в уличной забегаловке) и сыр чеддер. В начале октября самые дорогие iPhone 14 Pro Max (190 000 рупий, или 142 000 рублей) исчезли из продажи — «нищие» индийцы смели их с прилавков.

«В моей семье три машины, — рассказывает мне офисный работник Саид Ахмадшах. — У моих родителей, меня и жены. Можете представить, сколько требуется бензина на все индийские автомобили? Какое количество баррелей нужно для тысяч заводов и фабрик? Если вашей нефти не будет, мы скоро сами себя жрать начнём».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Почему не строите газопровод?»

То же самое и с газом. Крупные индийские города сейчас — сплошные стройки. За последние 8 лет правительство построило 23 миллиона (!) домов для бедных, и многие обитатели трущоб, всей семьёй спавшие на асфальте, получили нормальную крышу над головой. Бездомные и бедняки обычно готовят еду на улице, разжигая огонь при помощи мусора и щепок. В случае квартир, как правило, в жилище проводят газ — поэтому у Индии огромный интерес к российскому «голубому топливу». На газе не только готовят, им ещё и обогреваются. Да-да, представьте себе. Это в нашем наивном представлении в Индии жара круглый год, но в реальности и в Дели, и в Раджастхане, и уж тем более в Кашмире, где выпадает снег, в зимнее время бывает холодно, а с отоплением в республике дела обстоят плохо.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Я купил три одеяла, кутаюсь, но в январе всё равно мёрзну, — жалуется мне торговец Вишну Деван. — Я не понимаю, почему Россия до сих пор не построила сюда газопровод? Да, раньше была война в Афганистане, но теперь-то вы можете договориться с талибами?»

Пока что Индия, устав ждать от России постройку газопровода, воздвигает терминалы для сжиженного природного газа — его станут доставлять от нас танкерами. Хотя на самом-то деле это дорого (сколько танкер из того же Владивостока будет плыть) и ненадёжно — никто толком не знает, какие ещё санкции в будущем могут придумать на Западе. Взять хотя бы «потолок» цен на российскую нефть, который США введут в декабре. Если своевременно не заключить новые контракты с Индией на продажу энергоресурсов, мы рискуем потерять зимой миллиарды долларов.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Нужно больше вашей нефти»

«У вас мыслят про Индию, как про Африку, категориями полувековой давности, — возмущается Вишал Гангули, учившийся в 1975-1980 гг. в СССР на хирурга. — В представлении ваших чиновников мы — голодная страна, клянчащая у вас товары в подарок. Это давно уже не так! Двадцать пять лет назад и Китай считался бедным, а посмотрите на него сейчас. Индия платёжеспособное государство, мы платим за нефть, а не берём её в кредит. Разумеется, всегда попросим скидку (смеётся), привычка торговаться заложена в нашем характере. Но я уверен, Россия могла стать ещё богаче и успешнее, если бы прежде не гнала энергоресурсы только на Запад, а вспомнила бы про Индию и Китай. В этих двух республиках живут три миллиарда покупателей. Нам срочно нужен ваш газопровод, необходимо больше нефти! Индийская экономика поднимается на всех парах, и с каждым месяцем потребности увеличиваются».

Действительно, всё больше стран переводят производство из Китая в Индию. Вы думаете, айфоны китайские? Начинайте забывать про это. Заходя в магазин в Калькутте, я наугад беру айпад и читаю — «Сделано в Индии». Даже «Эппл» собирает 25% своей продукции здесь — получается дешевле и надёжнее. Только вот Россия отчего-то этого не замечает.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Карри на русском топливе

Раньше дешёвые индийские гостиницы напоминали, мягко говоря, корыто. Грязь, отсутствие горячей воды, серые застиранные простыни. В данный момент всё изменилось. Даже в отелях за $20 в сутки в бюджетном районе Дели Пахаргандж легко снять отличную комнату с кондиционером и мягкой постелью. Ибо с развитием внутреннего туризма в Индии индийский «средний класс» возжелал условий лучше и не жалеет на них денег: гостиничный бизнес тут же подтянулся под возросшие «претензии».

Мы и в самом деле упускаем кучу возможностей, если не сказать больше. Сотни миллионов машин в Индии должны на чём-то ездить. Сотни миллионов кухонь обязаны иметь газ для готовки еды, а десятки миллионов домов на севере чем-то обогреваться. Причём Индия готова приобретать не только газ и нефть. «Ваши машины “Лада” ещё с советского времени слывут у нас надёжными, особенно на нашем бездорожье, но их почти невозможно достать, — улыбается Вишал Гангули. — Мы охотно присмотрелись бы и к российским самолётам. Ваш уголь тоже покупаем очень активно. Зачем вам Запад, если есть Индия? А вот Америка свою выгоду не упускает: США продают нам товаров на $25 миллиардов».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

В закусочной Калькутты мне приносят курицу по-маньчжурски позже, чем следует. Официант извиняется: мол, проблемы с газом, и шутит — «Вы же русский! Можете сказать, чтобы нам продали газ подешевле?» С Востоком общаться непросто, тут свои правила. Это и долгие переговоры, и медлительность, и умение торговаться. Нам нужны специалисты, способные «продавить» выгодную для России цену, знающие местные обычаи. Если захотят, смогут: ведь продали же в Индию в 50 раз больше нефти, чем обычно. Вот и в остальном надо действовать аналогично — дабы уберечь наших людей от проблем в экономике. В Азии у нас всегда были миллиарды покупателей. Просто мы их прежде в упор не видели.

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах