Пхеньян заявил, что нанесет превентивный удар в случае «военных провокаций» и привел войска в боевую готовность.
В последние годы отношения между Северной и Южной Кореями развиваются по одному и тому же сценарию: КНДР проводит испытания, Сеул в ответ – учения, затем в Северной Корее случается кризис-засуха-голод, Пхеньян на время прекращает дипломатическую брань, а после небольшой паузы заявляет о готовности к переговорам, не забывая сопроводить своё послание просьбой о помощи. Вполне в духе корейских отношений: провести устрашающие учения, а уже через неделю предложить своему соседу объединиться.
2003 год
В январе Пхеньян вышел из договора нераспространения ядерного оружия (ДНЯО). Этот шаг спровоцировало заявление экс-президента США Джорджа Буша, который в 2002-м году причислил КНДР к странам «Оси зла», финансирующим мировой терроризм. КНДР, традиционно импульсивно реагирующая на критику, сначала выдворила из страны инспекторов МАГАТЭ, затем объявила о возобновлении ядерной программы и в следующем 2003 году вышла из ДНЯО.
В августе 2003-го была создана шестисторонняя комиссия, которая должна была убедить северокорейцев отказаться от ядерной программы или хотя бы отдать её под контроль мировому сообществу. Первый раунд переговоров оказался провальным.
2004 год
КНДР объявила о готовности к войне с Японией. Причиной стал закон, который позволял Токио в одностороннем порядке вводить экономические санкции против Северной Кореи. Эта норма способна была всерьёз ударить по бюджету Пхеньяна: денежные переводы от этнических корейцев, живущих в Японии, были существенным источником дохода для КНДР.
Второй раунд переговоров в рамках шестисторонней комиссии. КНДР сначала потребовала заключения мирного договора с США, а затем – объявила о готовности к войне с этой страной.
В третьем раунде переговоров КНДР объявила о готовности заморозить ядерные разработки, если США предоставит Пхеньяну энергетическую помощь и отменит экономические санкции против Северной Кореи.
2005 год
В феврале этого года Пхеньян официально признал наличие ядерного оружия, но от четвёртого раунда переговоров отказался. На следующем этапе – в августе – КНДР пообещала отказаться от всего ядерного оружия и ядерных программ, вернуться в ДНЯО и принять инспекторов МАГАТЭ.
В обмен на такие заявления страны, члены комиссии, не предложили Пхеньяну ничего конкретного: вопрос поставки реакторов на лёгкой воде решено было «рассмотреть», курс на сближение – продолжать, экономическое сотрудничество – развивать.
Следующий этап переговоров сорвался из-за действий Вашингтона. Штаты заблокировали счета ряда северокорейских компаний, заподозрив их в отмывании денег.
2006 год
4 июля КНДР запустила баллистическую ракету, а 9 октября КНДР заявила об успешном ядерном испытании. В промежутке Пхеньян обвинил США в подготовке ядерной войны и объявил всеобщую мобилизацию.
Мировое сообщество на корейское самоуправство отреагировало замораживанием финансовых активов КНДР. Япония отказалась от всех товаров из Северной Кореи и закрыла свои порты для пхеньянских кораблей. Единственными, кто проявил некоторую «мягкость» к Северной Корее, стали её южный сосед и Россия. Сеул не стал отказываться от совместных экономических проектов, а Россия выслала 13 тыс. тонн гуманитарной помощи.
Этот год Кореи заканчивали срывом очередного раунда переговоров по разоружению и взрывами в демилитаризованной зоне.
2007 год
В начале года США и Южная Корея отказались предоставить КНДР гарантии безопасности в обмен на отказ от ядерного оружия. Северная Корея выдвинула новое требование – вернуть 24 млн долларов, заблокированные в банке Макао. Вашингтон пообещал это условие выполнить, но сделка сорвалась, новый раунд переговоров постигла та же участь.
В июне КНДР провела стрельбы в Жёлтом море, а уже через пару недель заявила, что готова принять инспекторов МАГАТЭ для остановки ядерного реактора. Неожиданная благожелательность Пхеньяна объяснилась очень скоро – КНДР потребовала от Южной Кореи 50 тыс. тонн мазута. Поставки были начаты, инспекторы МАГАТЭ получили доступ к реактору и подтвердили его остановку. Следующий бонус за послушание выделила Россия. Наша страна выслала Корее гуманитарную помощь и согласилась начать переговоры по списанию 8 млрд долларов долга. В ноябре между Северной и Южной Кореями был подписан первый за 4 года договор о сотрудничестве.
2008 год
В январе Ким Чен Ир продолжал быть уступчивым лидером: он заявил, что готов разоружиться, если стране предоставят гуманитарную и экономическую помощь.
Период согласия оказался недолгим. Уже в марте южнокорейские власти заявили о возможном предупреждающем ударе по ядерным объектам КНДР, а северный сосед пригрозил, что готов превратить Юг «не просто в море огня, а в пепелище».
Летом 2008-го года КНДР сделала ряд разнонаправленных шагов. В июне взорвала главный символ своей ядерной программы – 25-метровую башенную градирню, а в августе остановила вывод из строя ядерных объектов, в сентябре начала восстанавливать плутониевый реактор, а в октябре – пригрозила ядерной войной.
2009 год
«Дипломатический» год на Корейском полуострове открыли Штаты, которые сосредоточили 16 боевых кораблей в акватории Тихого океана. КНДР в ответ заявила, что перешла к «полномасштабной конфронтации» с Южной Кореей.
В марте КНДР отказалась от американской гуманитарной помощи, хотя годом ранее от «враждебных Штатов» было принято 169 тыс. тонн продовольствия. В апреле Северная Корея запустила ракетоноситель «Ынха-2» со спутником «Квансменсон-2», выгнала инспекторов МАГАТЭ и возобновила работу ядерного комплекса в Йонбёне.
В мае Пхеньян аннулировал все соглашения с Сеулом по Кэсонскому промышленному комплексу (который работает до сих пор) и запустил ещё две ракеты малой дальности. Совет безопасности ООН принялся за работу над новыми санкциями, а Всемирная продовольственная организация заявила о сокращении гуманитарной помощи стране.
Поздней осенью КНДР обвинила соседа в нарушении границы на Жёлтом море, а позже южнокорейский корабль едва не потопил катер Северной Кореи. При этом уже в декабре Корея заявила о готовности отказаться от ядерного оружия в обмен на мирный договор с США, позитивно закрыв «дипломатический год».
2010 год
Январь ознаменовался перестрелкой между КНДР и Южной Кореей на Жёлтом море. Февраль – требованием 10 млрд долларов в обмен на отказ от ядерной программы. Правда, спустя всего 5 дней корейцы сообщили, что передумали. Ещё через 5 дней КНДР выдвинула очередное требование: Сеул должен заплатить Северной Корее за то, чтобы глава Южной мог встретиться с Ким Чен Иром. Эта инициатива Пхеньяна понимания в Сеуле не нашла.
В марте в Жёлтом море корабль «Чхонан» южнокорейских ВМС получил пробоину и пошёл ко дну. 46 моряков погибли. Южная Корея обвинила в произошедшем КНДР, Северная Корея признать вину отказалась. В Сеуле подняли боеготовность, провели учения и пригрозили, что установят на границе с КНДР 11 блоков громкоговорителей, по которым будут проводиться пропагандистские передачи для северокорейцев. Пхеньян возмутился новой для региона угрозе и пожаловался в ООН, пообещав устроить на месте Сеула «море огня» и «пепелище».
В этот же год КНДР потребовала от США 65 трлн долларов за враждебность, а вместо помощи получила новую порцию экономических санкций. Ужесточения Северная Корея встретила сначала – угрозами, потом – обстрелом Жёлтого моря, а затем – захватом южнокорейского рыболовецкого судна. Сеул в ответ на эти меры предложил КНДР… объединиться в три этапа. Времени на размышление КНДР дали мало: в считанные дни после этого предложения прошли учения военных из Америки и Южной Кореи.
Летом 2010-го Корея сделала ещё одну попытку получить финансовую помощь: потребовала с Японии денег за оккупацию. В стране восходящего солнца отказали. Пхеньян обратился к Сеулу: в Южной Корее соседу помогли, но, как оказалось, мало. Газеты КНДР раскритиковали Сеул за жадность, а власти – открыли шлюзы на своей плотине и сбросили воду в сторону Юга. Отношения вновь скатились к обстрелам и угрозам.
2011 год
В январе Северная Корея запросила о помощи – такие просьбы были направлены в Сеул, Вашингтон, Пекин. Получив отказ, Пхеньян пригрозил Южной Корее «войной беспрецедентного масштаба». Угрозы сменились заявлениями о готовности к переговорам. Сговорчивость Пхеньяна объяснила Всемирная торговая организация: на тот момент стране требовался 1 млн тонн продовольствия во избежание голода.
Помощь КНДР взяла на себя Еврокомиссия, а Сеул вместо продовольственных обозов развернул в сторону Пхеньяна артиллерийские системы. Дальше – всё по сценарию: КНДР открывает огонь у берегов Южной Кореи, Сеул проводит учения вместе с Вашингтоном, после гуманитарной помощи из России и списания долгов Ким Чен Ир говорит, что мог бы и возобновить переговоры по ядерной программе.
2012 год
В январе «корейской тактике» научились и в США: в начале месяца Штаты отказали КНДР в продовольственной помощи, а через 4 дня – предложили снять санкции против неё в обмен на отказ от ядерной программы. КНДР согласилась. В марте заговорили о возвращении инспекторов МАГАТЭ в регион, но США свернули программу помощи из-за намеченного Кореей запуска космического спутника.
КНДР попыталась вернуться к дипломатическим торгам после наводнения в июле, традиционно помощь пришла со стороны Южной Кореи. Период согласия как всегда был краток. Уже в декабре Северная Корея успешно запустила свой спутник, а Южная – обстреляла участок на границе.
2013 год, или Почему сейчас к угрозам надо относиться серьёзно
В январе Пхеньян выдвинул ультиматум Вашингтону, Совбез ООН расширил список санкций против КНДР, Ким Чен Ын ввёл военное положение, а в южнокорейский порт прибыла атомная подлодка.
Северная Корея уже в конце марта сообщила ООН, что Корейский полуостров близок к ядерной войне. Лидер Организации объединённых наций Пан Ги Мун заявил, что ситуация зашла слишком далеко. Эксперты отметили, что обстановка накалена как никогда за последние 40 лет, правда, и эти фразы произносились с толикой скепсиса. Кажется, от противостояния двух Корей в мире немного устали.
Осенью ситуация на Корейском полуострове вновь накалилась. Южная Корея и США 2 октября подписали соглашение по сдерживанию северокорейской ядерной угрозы. Пентагон пообещал оказать Сеулу любую военную помощь в случае угрозы со стороны Пхеньяна.
Реакция КНДР последовала незамедлительно. Появилась информация о том, что ядерный реактор в северокорейском Йонбене, возможно, снова заработал. А уже 7 октября Пхеньян стал угрожать Сеулу превентивным ударом на поражение в случае «военных провокаций».
8 октября стало известно, что войска Северной Кореи приведены в боевую готовность, чтобы иметь возможность ответить на совместные учения американских и южнокорейских войск, которые должны были вскоре начаться, но были отложены на неопределенное время из-за тайфуна.
По мнению политологов, у Северной Кореи, кроме угроз, ничего не осталось: пока страна пугает мировое сообщество «ядерными волками», она как минимум гарантирует себе ненападение со стороны тех государств, которые уже прославились практикой военного вмешательства в конфликты слабых стран.