Примерное время чтения: 4 минуты
227

У России нет механизмов для защиты детей в семьях иностранцев – эксперты

Сюжет В США убит усыновленный в России трехлетний Максим Кузьмин

Очередная трагедия в Америке заставила общественность вернуться к проблеме российских детей, усыновленных в США. 3-летний Максим Кузьмин погиб в доме приемных родителей. Предположительная причина смерти – жестокое обращение приемной матери. Следственный комитет уже начал проверку по факту произошедшего, однако, как сообщили эксперты, выводы российских правоохранителей не будут иметь какой-либо юридической силы. Корреспондент АиФ.ru выяснял, какие механизмы остались у российской стороны для контроля за ситуацией в семьях иностранных усыновителей.

Весть с отсрочкой: сообщать о смертях не обязаны

Максим Кузьмин погиб 21 января. В России об этом стало известно лишь в середине февраля. Омбудсмен по правам ребенка Павел Астахов отметил, что сообщение поступило «достаточно быстро». Были случаи, когда в России о смертях усыновленных детей узнавали спустя месяцы после гибели.

Как пояснил руководитель пресс-службы уполномоченного по правам ребенка Ренат Абдеев, Госдепартамент не информирует о подобных случаях в принципе.

«Российская сторона узнала об этом инциденте, несмотря на отсутствие реакции со стороны Госдепартамента. Они в свою очередь сказали, что штат Техас не обязан их – Госдепартамент – информировать, поэтому они и молчали», - пояснил Абдеев.

Как объяснил президент Российской секции Международного общества прав человека, адвокат Владимир Новицкий, само соглашение об усыновлении подразумевает, что у ребенка нет тех, кто может о нем позаботиться в России. Эксперт подчеркнул: обязанности информировать о криминальных ситуациях, произошедших с приемным ребенком, у иностранных государств не существует.

Россия и США ищут варианты

В семье, где погиб Максим Кузьмин, остался его младший брат. Как уточнили в аппарате уполномоченного по правам ребенка, мальчик будет направлен в другую семью – тоже американскую. Законы не позволяют вернуть ребенка в Россию. Даже проконтролировать судьбу малыша в России не смогут. Несмотря на то, что двустороннее соглашение об усыновлении действует еще год, нет действенных инструментов, которые позволили бы РФ следить за приемными семьями.

«Механизмы – это предмет предстоящих переговоров, - заявил Абдеев. – Необходим механизм, который позволил бы отслеживать судьбу детей по крайней мере до достижения совершеннолетия, ведь они остаются гражданами России. Вопрос в том, насколько это соглашение будет действовать: мы бились, бились за это соглашение, а во всех штатах своя юрисдикция. Госдепартамент теперь разводит руками: мол, это к ним. А что ж они тогда подписывали соглашение?»

Проблемы с контролем за судьбой усыновленных детей касаются не только США. Не во всех странах, которые принимают российских сирот, консульские службы РФ имеют доступ к приемным семьям, рассказал Абдеев.

В России за судьбой усыновленных детей следят органы опеки. Подобные структуры есть и в США, но они не считают нужным предупреждать российские власти о каких-либо проблемах в приемных семьях. 

«В США достаточно высок уровень как государственного, так и общественного контроля за судьбой усыновленных детей. Орган, аналогичный нашей службе опеки и попечительства, конечно, должен был проверять условия содержания ребенка и отражать это в своих документах. Насколько добросовестно сработали эти службы – сейчас сложно ответить. Но, я думаю, уровень добросовестности в таких делах не ниже чем наш. К сожалению, у нас в России тоже немало семей, которые нуждаются в контроле со стороны органов опеки, но он не осуществляется» , - добавил Новицкий.

Расследование без силы: выводы СК американцы могут не учитывать

Следственный комитет начал проверку по факту гибели, однако, согласно международному праву, наказать усыновителей смогут только власти США.

«Сам факт возбуждения уголовного дела в России по факту гибели носит информационно-психологический характер. Реальных механизмов воздействия у российских правоохранительных органов нет. Преступление, совершенное на территории того или иного государства, остается под юрисдикцией данного государства. Только если деяние по каким-то причинам не наказывается на территории этого государства, другая страна, гражданин которой пострадал, может ставить вопрос об ответственности этого лица», - пояснил Новицкий.

При этом адвокат отметил, что Россия может отслеживать процесс расследования уголовного дела, а консульский работник – присутствовать на судебном заседании.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах