С момента катастрофы под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский, прошел уже почти год. Тем не менее окончательная точка в этом деле так и не поставлена. Как заявил сегодня официальный представитель СКР Владимир Маркин, чье ведомство продолжает расследование уголовного дела, возбужденного по факту авиакатастрофы, пока Варшава ответила лишь на два из шести запросов, направленных Россией в Польшу. При этом, отметил Маркин, конкретных ответов на ряд заданных вопросов СКР так и не дождался.
«Например, по первому запросу о правовой помощи от 12 мая 2010 года поступили семь томов уголовного дела, в которых содержатся ответы только на 13 из 20 поставленных вопросов. В частности, польской стороной не представлен ответ на пункт, которым истребованы экспертные заключения аудиозаписей с составленными польскими специалистами стенограммами переговоров, полученные с копий записей бортовых самописцев, переданных польской стороне Технической комиссией Межгосударственного авиационного комитета. И нам так и не сообщили, производились ли данные действия», – сказал Маркин.
«По второму запросу российского следствия из Польши поступили девять томов материалов на польском языке, которые в настоящий момент находятся в стадии перевода. Однако уже сейчас можно сказать, что опись этих материалов свидетельствует о том, что и этот запрос исполнен частично: детализация телефонных соединений, истребованная российским следствием, в наш адрес не направлялась», – продолжил он.
«Кроме того, в настоящее время на три российских запроса о правовой помощи, в которых поручено произвести следственные и иные процессуальные действия для установления обстоятельств по девяти вопросам, касающимся расследования уголовного дела, ответов тоже не поступило», – констатировал представитель СКР.
Тем не менее, несмотря на существующие проволочки, «следствие надеется, что польская сторона сделает все возможное для надлежащего исполнения всех запросов российской стороны о правовой помощи, что необходимо для установления полной и объективной картины катастрофы и причин, приведших к ней. Со своей стороны Следственный комитет России готов к дальнейшему сотрудничеству со следственными органами Республики Польша», – говорят в ведомстве.
Отметим, минувшим днем в Генеральной прокуратуре РФ состоялась церемония передачи копий материалов уголовного дела о катастрофе под Смоленском. Всего передано 14 томов, в которых содержатся копии протоколов осмотров места происшествия, проведенных с участием польских археологов, протоколов допросов российских авиадиспетчеров с участием польской стороны, проведенных в феврале 2011 года, документы, связанные с осмотром места происшествия и опознанием погибших.
Тем временем накануне скорбной годовщины в Польше разгорелся очередной скандал. Брат-близнец погибшего президента – Ярослав Качиньский обвинил нынешнего главу правительства Дональда Туска в сговоре с Путиным против погибшего брата.
По его словам, незадолго до смерти Леха вел «предательскую антинациональную политику», что и привело к трагедии под Смоленском. Дело в том, что всего за три дня до трагедии Туск побывал в Катыни с официальным визитом. Это вынудило Качиньского отправиться в Россию самостоятельно – без приглашения российской стороны.
Впрочем, недоволен итогами следствия и Туск. По его словам, сказанным в эфире ВВС, русские намеренно пытаются скрыть подробности трагедии. При этом, отметил политик, делают они это не по причине «страшных тайн», а потому что Москва не любит признавать свои ошибки.
По мнению польского премьера, доклад МАК слишком односторонен. В нем отмечены лишь возможные ошибки польской стороны, а «очевидные промахи России» замалчиваются.
Напомним, «Ту-154М» с польской делегацией на борту, направлявшейся на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины расстрела польских граждан в Катыни, разбился при заходе на посадку утром 10 апреля 2010 года. В катастрофе погибли все 96 человек, в том числе президент Лех Качиньский, его супруга, а также практически все высшее военное и политическое руководство страны.
В начале текущего года МАК обнародовал итоговый отчет обо всех обстоятельствах трагедии. Эксперты пришли к выводу, что причиной крушения стали ошибки экипажа, которые были допущены из-за сильного психологического давления со стороны высокопоставленных пассажиров.