Примерное время чтения: 6 минут
219

Посол США в России: «Русский друг стоит двух»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. SOS. Продукты в магазинах станут опаснее? 03/02/2010

Сергей Караганов.

Работа над новым договором между Москвой и Вашингтоном о сокращении ядерных арсеналов идёт едва ли не круглосуточно, сообщил «АиФ» Чрезвычайный и Полномочный Посол США в РФ Джон Байерли. А какие ещё признаки «перезагрузки» в отношениях наших стран, о которой так много говорилось в прошлом году, налицо?

Сын солдата

«AиФ»: - Господин посол, ваш отец был участником Второй мировой войны. Насколько его фронтовой опыт повлиял на то, что вы решили изучать русский язык?

Джон Байерли: - Мой отец Джозеф Байерли - возможно, единственный американский солдат, которому довелось воевать в Красной армии. Он был десантником, попал в плен к немцам в Нормандии, бежал из лагеря в январе 45-го и вышел в расположение советского танкового батальона. Его хотели отправить в тыл, но он убедил командиров дать ему автомат. До Берлина отец, увы, не дошёл: был тяжело ранен, жизнь ему спасли врачи советского полевого госпиталя. До Москвы отцу помог добраться маршал Жуков.

Эта история не могла не повлиять на отношение к России в нашей семье. Отец рассказывал нам о том, какой ценой далась вашей стране победа в той войне, как полстраны лежало в руинах - он видел это своими глазами. Неудивительно, что я стал изучать русский язык, и в итоге большая часть моей работы как дипломата оказалась связана с Россией.

«AиФ»: - Вы взялись за ведение собственного блога в российском Интернете. Как вы поступаете, когда комментаторы пытаются заставить вас давать оценки нашей коррупции, состоянию демократии?

Д.Б.: - Свои оценки ситуации в России я высказываю вполне открыто. Не будем забывать: в последние два десятилетия у вас произошли коренные изменения. Я жил в СССР, так что мне не нужно объяснять масштаб этих перемен. Вы с честью преодолели огромные трудности, связанные с демонтажом старой системы и созданием основ открытого общества и рыночной экономики. Правда и то, что России предстоит ещё многое сделать для совершенствования демократии. Мы внимательно наблюдаем за этим процессом, выражаем нашу поддержку российским правозащитникам и журналистам и заявляем о нашем возмущении, когда они подвергаются преследованиям и даже гибнут от рук убийц всего лишь потому, что хотят построить лучшее общество.

Про ПРО

«AиФ»: - В Москве позитивно восприняли отказ США от строительства 3-го позиционного района ПРО в Восточной Европе. Но некоторые эксперты опасаются, что новая система противоракетной обороны (на кораблях) окажется ещё ближе к границам России, чем та, от которой решено отказаться. Это так?

Д.Б.: - Новая концепция ПРО в Европе - это прежде всего результат реальной оценки ракетной угрозы со стороны Ирана. Мы всегда говорили России, что ПРО в Европе не сможет быть препятствием для российских средств ядерного сдерживания. При этом мы готовы и хотим сотрудничать с Россией. Ведь у России в этой части мира тоже есть свои радары. Наши президенты уже обсуждали возможность такого сотрудничества. Генсек НАТО Расмуссен сказал во время своего визита в Москву в декабре, что к 2020 году развитие сотрудничества в области ПРО даст возможность объединить наши системы, создав настоящий противоракетный щит в Евро-Атлантическом регионе. Прошли два раунда переговоров на уровне экспертов, где (пока в предварительном порядке) обсуждался возможный облик нашей общей ПРО.

«AиФ»: - В России существует раздражение по поводу того, что США активно внедряются в регионы, которые Москва считает своей геополитической зоной влияния. Учитывают ли это в Вашингтоне?

Д.Б.: - А что значит «активно внедряются»? Да, у нас есть  дипотношения со странами - бывшими республиками СССР и другими соседними с Россией странами, американский бизнес активно работает там, вкладывает деньги. Мы хотим, чтобы ваши соседи развивались, были экономически благополучными. 

Думаю, и вы хотите этого не меньше, чем мы. Мы хорошо понимаем, что между Россией и бывшими республиками СССР существуют глубокие исторические и культурные связи. Но давайте отвыкать от мысли, что присутствие где-то США - это обязательно минус для России и наоборот.

«AиФ»: - Что самое приятное и самое неприятное в России для американского дипломата?

Д.Б.: - Что мне нравится в русских вообще? Русские люди умеют быть настоящими, искренними друзьями. Русский друг - это наверняка лучший и самый верный друг. Что не нравится? Американцы - большие оптимисты, это у нас в крови. Возможно, поэтому иногда мне кажется, что в России слишком много пессимистов.

«AиФ»: - У нас многие считают, что Америка виновата во всём: в том, что СССР проиграл «холодную войну», в том, что он распался, в том, что случился кризис... Как вам тут работается в качестве представителя страны, которая «во всём виновата»?

Д.Б.: - Я не согласен, что россияне вообще негативно настроены по отношению к Америке. Есть несогласие с политикой той или иной администрации, но за три десятилетия пребывания в вашей стране я никогда не сталкивался с настоящим, «врождённым» антиамериканизмом. Наши страны установили дипотношения 200 лет назад, мы никогда не воевали друг против друга, наоборот - были союзниками в двух крупнейших войнах ХХ века. Придите к нам в посольство и посмотрите, как много людей ежедневно обращаются за туристическими визами. Не думаю, что интерес к нашей стране был бы так велик, если бы в России нас и вправду считали причиной всех мировых бед.

И всё-таки мы ещё слишком плохо понимаем друг друга, и одна из моих главных задач как посла - помочь рядовым россиянам понять, что Америка действительно хочет, чтобы Россия была сильной страной и надёжным партнёром, а России нужен такой партнёр, как США.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (16)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах