Вчера в Боливии прошли президентские выборы президента страны, оглушительную победу на которых одержал действующий президент Эво Моралес, возглавляющий партию «Движение к социализму». За него по данным exit-polls отдали свои голоса 62% граждан. Оппозиция уже официально признала своё поражение – ближайший соперник Моралеса экс-губернатом департамента Кочабамба Манфред Рейес Вилью, возглавляющий альянс «Прогрессивный план для Боливии – Национальная конвергенция», набрал всего лишь 23% голосов. Следует отметить, что доходы населения традиционно беднейшей страны Латинской Америки за время президентства Эво Моралеса несколько возросли. Улучшилась и экономическая ситуация в стране, что и принесло действующему президенту поддержку подавляющего большинства населения и возможность продолжать социальные реформы.
Как отмечал сам президент Боливии, в ходе голосования боливийцы делали выбор между «возвратом к неолиберализму» (а значит, и к полной зависимости экономики страны от навязываемых извне «правил игры»), а также углублением социалистических преобразований. «Люди своим участием (в выборах) показали вновь, что изменить Боливию можно. У нас есть ответственность расширить и усилить процесс преобразований», – говорил с балкона президентского дворца в Ла-Пасе Моралес минувшей ночью под приветственные крики толпы. В планах президента, значится, в частности, дальнейшее расширение контроля государства за добычей, продажей и, что самое главное, справедливым распределением доходов от продажи природных ресурсов страны. Моралес также намерен переписать порядка ста законов, направленных, прежде всего, на улучшение благосостояния населения. Например, по программе так называемых «стипендий», предусмотренных для граждан Боливии старше шестидесяти лет (нечто вроде пенсий), предусмотрено повышение выплат с 1800 боливиано (около 260 долларов) в год до 7 764 боливиано (около 1 100 долларов).
Следует отметить, что ещё в 2006 году Эво Моралес ввёл высокие налоги на добычу газа: 50-82% на прибыль. Однако даже необходимость отдавать государству львиную долю прибыли, не остановила иностранные компании – даже такой налог оказался выгодным. Моралес национализировал также телекоммуникационный сектор, а в ближайшем времени, грозится национализировать всю добывающую промышленность страны. Президент обещает, что в Боливии появятся новые нефтехимические заводы и начнётся активное использование литиевых запасов страны: речь в перспективе идёт о создании топлива для электромобилей (Боливия по данным Геологической службе США располагает 11 миллионами тонн лития – половиной мировых разведанных запасов).
Однако победа Моралеса не основывается лишь на предвыборных обещаниях и спекуляциях о «светлом будущем». Президенту есть чем гордиться. В докладе американского Центра экономических и политических исследований «Боливия: Экономика при правлении Моралеса» указывается, что экономический рост за последние четыре года был наивысшим за последние тридцать лет, даже несмотря на глобальную экономическую рецессию. Правительство Эво Моралеса вопреки таким негативным факторам как сокращение притока прямых инвестиций, отменой Штатами торговых преференций, возникновением оппозиционных сепаратистских движений, снижением доходов от экспорта и т.д., всё же смогло добиться роста экономики и повышения (пусть и незначительно) уровня жизни населения. С 2004 государственные доходы благодаря национализации природных ресурсов возросли в несколько раз, но, что ещё важнее, значительно возросли расходы на «социалку». С 2006 года ВВП страны ежегодно в среднем возрастал на 4,9%. «Экономика Боливии показала очень хороший рост при президенте Эво Моралесе благодаря политике, проводимой государством. Это было бы невозможно, если бы правительство не вернуло контроль за природными ресурсами страны», – отмечает содиректор Центра Марк Вейсброт.
Если уж в США, оплоте неолиберальных ценностей, стране, где слова «ручное управление» или «государственная компания» по-прежнему вызывают ужас свободных предпринимателей, признали, что национализация по-боливиански сыграла положительную роль для экономического роста страны, значит, курс, выбранный Моралесом, всё же верен.