В ходе голосования по резолюции о гуманитарной ситуации в Украине 160 депутатов ПАСЕ проголосовали за лишение российской делегации права голоса до апреля 2015. Против высказались лишь 42, ещё 11 воздержались. Решение ПАСЕ будет действовать до апреля 2015 года, после чего она может вернуться к вопросу о полномочиях делегации от России, «если Россия продемонстрирует существенный прогресс в плане выполнения требований резолюции».
Помимо возможности голосовать по резолюциям и решениям парламентской ассамблеи, Россия лишилась права быть наблюдателем на выборах в странах Европы, а её делегаты не смогут быть докладчиками ПАСЕ. По словам главы российской делегации Алексея Пушкова, если до конца 2015 года России не вернут право голоса, будет поставлен вопрос о выходе из Совета Европы и всех его структур. Сразу после оглашения результатов голосования российская делегация в полном составе встала и покинула зал заседаний ПАСЕ.
«Ввиду того, что ПАСЕ лишила РФ права голоса и участия в руководящих органах организации, говорить о каких-либо контактах в организации не приходится. Мы проинформировали наших коллег, руководство ПАСЕ, руководство политических групп, что если у России будут изъяты основные права, то российская делегация приостанавливает своё участие до конца 2015 года как минимум», — заявил Пушков.
Эксперты полагают, что для России выход из Парламентской ассамблеи сколько-нибудь значимых реальных последствий не несёт. Дело в том, что ПАСЕ, хотя и является одной из главных структур Совета Европы наравне с Европейским судом по правам человека, в действительности обладает весьма скудными полномочиями. Большая часть её деятельности сводится к мониторингу уровня демократии в той или иной стране, соблюдения прав человека, выпуске резолюций и постановлений, сделанных на основе докладов делегатов. Однако страны-участницы не несут обязательств следовать этим документам. Иными словами, деятельность ПАСЕ носит преимущественно консультативный характер. К тому же, реально влиять на принимаемые ПАСЕ решения Россия с её 18 делегатами (всего в Парламентской ассамблее их 318) всё равно не могла.
Опасения может вызывать лишь возможный выход России из Совета Европы, так как это сразу выведет её из-под юрисдикции Европейской конвенции о правах человека, а также перекроет россиянам возможность обращаться в Европейский суд по правам человека. По самым мрачным (и пока неподтверждённым) прогнозам, это может вернуть в Россию смертную казнь (сейчас она запрещена именно из-за ратифицирования на территории страны конвенции), а также лишить тех граждан, которые недовольны российским правосудием, возможности искать справедливость на стороне. Однако и эти страхи зачастую преувеличены: смертная казнь действует во многих странах мира, в первую очередь в ряде штатов США (которых ПАСЕ даже обязывала отменить её), а что же до справедливости, то россияне, обращавшиеся за ней в Страсбургский суд, совсем не всегда её находили. Дело в том, что ЕСПЧ, как и ПАСЕ, тоже не имеет существенной силы, он не вправе менять существующее в той или иной стране законодательство или вносить изменения в вынесенные судебные вердикты этих стран. Единственное, на что этот суд способен, — присуждать выплату штрафов.
Невзирая на вердикт ПАСЕ, Россия не намерена полностью прекращать сотрудничество с западными международными организациями. Как написал Алексей Пушков в своём твиттере: «Мы намерены сосредоточиться на ОБСЕ».