«Не стреляй!»
Небольшой город Фергюсон в штате Миссури привлёк к себе внимание всего мира. В течение десяти дней в нём продолжаются беспорядки, с которыми не могут справиться усиленные подразделения полиции, оснащенные всеми возможными спецсредствами.
Власти решились на крайнюю меру: в город были введены подразделения Национальной гвардии США, что происходит только в исключительных случаях.
Всё началось 9 августа 2014 года, когда 18-летний Майкл Браун на улице был застрелен 28-летнм полицейским Дарреном Уилсоном. У Брауна до рокового дня не было ни судимостей, ни приводов в полицию. У Уилсона за плечами годы безупречной полицейской службы.
Что именно произошло между Брауном и Уилсоном, до сих пор непонятно. Родные подростка винят во всём полицейский беспредел, полиция намекает, что Браун был связан с криминалом и за несколько минут до встречи с Уилсоном совершил кражу из магазина.
Родные Майкла Брауна говорят, что при встрече с полицейским он встал на колени, поднял руки вверх и крикнул: «Не стреляй!». В полиции уверяют, что подросток напал на Уилсона, пытаясь отнять у него оружие.
Однако главным обстоятельством, в результате которого история гибели 18-летнего подростка вылилась в уличные столкновения, стала расовая принадлежность участников конфликта.
Погибший Майкл Браун — афроамериканец, а полицейский Даррен Уилсон — белый.
В глазах чернокожего населения Фергюсона, да и всей Америки, полицейский Уилсон — это циничный убийца, расстрелявший подростка из-за его цвета кожи. И переубедить афроамериканцев практически невозможно.
Губернатор призвал на помощь гвардию
На улицы Фергюсона высыпали манифестанты, которых поддержали в других городах страны. Участники акций требуют справедливого расследования, наказания виновных в гибели подростка и прекращения полицейского «беспредела».
Проблема заключается в том, что справедливость в понимании бунтующих афроамериканцев заключается в том, что Даррен Уилсон должен оказаться за решёткой, а еще лучше — «присесть» на электрический стул. И никакой другой исход расследования протестующих не устроит.
Как практически всегда бывает в США в подобных случаях, мирные протесты очень быстро перетекли в погромы, в грабежи магазинов, где самую активную роль играют темнокожие сверстники убитого Майкла Брауна.
Власти, стремясь остановить погромы, вывели на улицы усиленные наряды полиции, однако это лишь озлобило митингующих. В конечном итоге губернатор штата Миссури Джей Никсон вынужден был призвать на помощь Национальную гвардию, опасаясь, что контроль над происходящим будет потерян окончательно.
Бей чёрных, пока не побелеют, бей белых, пока не почернеют
«Расовый вопрос» из жизни Америки никуда не делся даже после того, как темнокожий Барак Обама стал президентом страны.
Есть объективная реальность, которая свидетельствует — уровень жизни и уровень образования среди афроамериканцев значительно ниже, чем среди белых. Логичным следствием этого является высокий уровень вовлечения темнокожих жителей США в криминальную среду.
Однако у афроамериканцев своя правда: они убеждены, что белые, веками использовавшие их предков как рабов, относятся к ним предвзято. Такое убеждение тоже возникло не на пустом месте — в США достаточно случаев, когда полиция ошибочно преследовала вполне добропорядочных темнокожих граждан.
В результате ситуация заходит в тупик — стороны, будучи не в состоянии услышать друг друга, вступают в острый конфликт, который выливается в уличные беспорядки.
Разумеется, для беспорядков необходима соответствующая почва. Фергюсон, пригород Сент-Луиса с населением в 21 тысячу человек, является идеальной почвой для возникновения бунта.
Достигший своего расцвета в 1970-х, Фергюсон ныне переживает упадок. Предприятия закрываются, население медленно, но верно сокращается, уровень жизни невысок. Как часто бывает в таких случаях, две трети населения городка составляют чернокожие. Причём за последние 20 лет белых жителей в Фергюсоне стало в 2,5 раза меньше, а черных — в 2,7 раза больше.
Социальные проблемы Фергюсона только усугубляются с каждым годом, и нужен был только повод для того, чтобы они выплеснулись наружу. Гибель темнокожего подростка от руки белого полицейского и стала таким поводом.
Обама и пропасть
Ситуация настолько сложная, что президент США Барак Обама вынужден был прервать очередной отпуск и прибыть в Вашингтон, дабы лично контролировать расследование гибели Майкла Брауна и подавление беспорядков в Фергюсоне.
«Жителей Фергюсона, которые пострадали и по праву ищут ответов, позвольте мне снова призвать к пониманию, а не просто кричать друг на друга. Давайте стремиться решить проблему, а не причинять боль», — приводит Reuters слова Обамы. Президент при этом подчеркнул, что подавляющее большинство демонстрантов ведёт себя мирно, но меньшинство нарушает принцип мирного протеста.
Обама также призвал американцев ликвидировать пропасть, которая разделяет американские меньшинства и правоохранительные органы.
Правда, однако, заключается в том, что расовые проблемы Америки не ограничиваются конфликтами между чернокожими и полицией. Такие противостояния — лишь верхушка айсберга. Расизм, как белый, так и чёрный, расцветает в США пышным цветом на почве социальных проблем, которые часто остаются невидимыми для остального мира. Политическая активность США на международной арене выступает отличной ширмой, прикрывающей внутренние проблемы самой Америки.
Акция в Миссури: разгон протестующих силами полиции США
Столкновения на расовой почве в США происходят регулярно, но в большинстве случаев властям удаётся подавить их в самом начале.
В Фергюсоне дело зашло значительно дальше. Применение для пресечения беспорядков частей Национальной гвардии произошло впервые за более чем 20 лет.
Тогда масштабный бунт на расовой почве вспыхнул в Лос-Анджелесе, где разгневанные беспределом белых полицейских чернокожие сожгли более трёх с половиной тысяч зданий, уничтожили тысячи машин, нанеся ущерб в сумме свыше полутора миллиардов долларов в современных ценах. Прежде чем Национальной гвардии удалось взять ситуацию под контроль, жертвами столкновений стали 53 человека.
Читайте также: 300 афроамериканцев убиты полицейскими в США за год →