Саммит ЕС, где европейские лидеры обсуждали возможность введения санкций третьего уровня в отношении России, завершился для нас благоприятно. Отраслевые санкции со стороны ЕС введены не были. Из-за тесных экономических связей России с ведущими странами Евросоюза эти санкции нанесли бы серьёзный ущерб экономикам обеих сторон. На введении отраслевых (секторальных) санкций настаивали США. В начале июня Барак Обама совершил турне по Европе, чтобы убедить колеблющиеся страны ЕС в необходимости этих мер и заручиться их поддержкой. Не получилось.
Какие санкции ввёл Вашингтон?
Более того, отраслевые санкции не ввели и сами США. Они ограничились расширением списка организаций, с которыми Вашингтон прекратит сотрудничество, а также списка чиновников, чьи счета в американских банках (если они там есть) будут заморожены.
Санкции, в частности, коснулись «Внешэкономбанка», «Газпромбанка», «НОВАТЭКа», «Роснефти» и нефтяного терминала в Феодосии. Минфин США запретит американским кредиторам предоставлять этим организациям средне- и долгосрочное долговое финансирование. В то же время, новые санкции не запрещают американским компаниям другие финансовые взаимодействия с российскими компаниями из этого списка.
Окончательно разорвать всякие контакты Вашингтон решился только с предприятиями российского оборонно-промышленного комплекса: корпорацией «Алмаз-Антей», концерном «Калашников», НПО «Ижмаш», НПО «Базальт», «Уралвагонзаводом» и КБ приборостроения.
В расширенный чёрный список США попал ряд российских чиновников и представителей силовых ведомств: вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, помощник президента Игорь Щёголев и министр по делам Крыма Олег Савельев, начальник 5-й службы оперативной информации и международных связей ФСБ генерал-полковник Сергей Беседа. Также в санкционный список внесён премьер-министр самопровозглашённой Донецкой народной республики Александр Бородай.
Какие санкции ввёл Евросоюз?
Что касается ЕС, то там пока ограничились обещанием до конца июля расширить свой чёрный список чиновников и организаций, которые «материально или финансово поддерживали действия, подрывающие территориальную целостность Украины», включая вхождение Крыма в состав России.
Кроме того, Европейский инвестиционный банк приостановит подписание новых финансовых операций для России. Реализация всех действующих проектов будет продолжена. Будут также пересмотрены все финансируемые из бюджета ЕС программы содействия России: ответственные структуры примут решение об их приостановке или продолжении в каждом конкретном случае. Всё это не затрагивает ключевых отраслей российской экономики.
О том, что санкции со стороны ЕС не выйдут на новый уровень, ранее говорил АиФ.ru советник Института современного развития Никита Масленников. Как и полагал экономист, дальше «расширения списков» дело не пошло. Это обусловлено тем, что финансовый сектор Европы не хочет рисковать, говорит Масленников. «Как они потом получат от России выплаты по кредитам? — поясняет он. — Российский корпоративный внешний долг очень большой. В этом году только нефинансовому сектору нужно будет погасить задолженность порядка 60 млрд долларов. Такими суммами никто рисковать не хочет». Все разговоры о санкциях, по его словам, это «обязательная риторика в переговорных процессах».
Как отразятся новые санкции на российской экономике?
По словам эксперта РАНХиГС Максима Сафонова, ничего страшного пока не произошло. «Нельзя сказать, что мы всегда с США дружили, — говорит экономист. — Идёт нормальное выяснение отношений: в список попали отдельные банки, да, у них возникнут некоторые проблемы, связанные с долгосрочным финансированием, — значит, в дальнейшем будем ориентироваться на рынки Дальнего Востока, чаще будем ездить в Сингапур, Китай, Малайзию».
«Доходы "Газпрома" будут падать, — прогнозирует директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков, — но у него и сейчас есть проблемы, связанные со снижением добычи». Внешэкономбанк, который отвечает за инвестирование в российскую экономику, будет, по словам эксперта, активнее осваивать бюджетные средства. «Как показывает практика, необходимые средства можно взять из кармана российского налогоплательщика: освоение бюджетных средств благополучно прошло в Сочи. Впереди Чемпионат мира по футболу, развитие Крыма», — говорит Солодков.
Эксперт Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара Михаил Хромов отмечает, что оценить экономические эффекты от введённых санкций сразу довольно трудно. «Это работа не на один день и не одного специалиста, — говорит он. — Надо посмотреть график погашения внешнего долга, оценить альтернативные возможности займа, по каким ставкам эти компании могут занять средства на территории России и так далее».
«Пока можно сказать лишь то, что мы видим политический эффект этих санкций: общая атмосфера будет не в пользу российских заемщиков и организаций», — продолжает Хромов. Введение новых санкций, по его словам, это не столько экономический, сколько политический вопрос. «Это некий сигнал, что политика США и развитых стран по непринятию российской политики продолжается. Эти страны обозначают таким образом свою позицию на политическом поле», — заключает он.
Читайте также: Могут ли санкции Запада разрушить экономику России? →