В начале июня в СМИ появилась информация о том, что часть территории Грузии по неизвестным причинам отошла к Турции. «Вестник Кавказа» пишет, что первыми об этом узнали жители аджарского села Кирнати. Крестьяне, вышедшие на полевые работы, были остановлены внезапно появившимися турецкими пограничниками со служебными собаками. Пограничники заявили, что крестьяне находятся на турецкой земле, и приказали им удалиться. Со ссылкой на свой источник издание утверждает, что экс-президент Грузии Михаил Саакашвили незадолго до поражения его преемника на выборах продал Турции кирнатские поля Грузии за символическую сумму в 1 лари.
Насколько эта информация достоверна, судить сложно, но очевидно, что Турция располагала всеми необходимыми рычагами для того, чтобы заставить Саакашвили пойти на эту сомнительную сделку.
Антироссийский нефтепровод
Один из таких рычагов — это участие Грузии в строительстве трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Он предназначен для транспортировки азербайджанской нефти к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Этот проект имеет важное геополитическое значение. Основная цель строительства нефтепровода — создать независимый от России путь транспортировки нефти из Азербайджана (а впоследствии и Казахстана) на мировые рынки. Это первый нефтепровод в СНГ, проложенный в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании.
Кроме трубопровода, идёт также строительство железной дороги Баку — Тбилиси — Карс. «Создаётся транспортный коридор. Понятно, что он имеет геостратегическое значение, — говорит ведущий эксперт центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — В случае необходимости по этому коридору могут легко выдвигаться войска НАТО: если у России будет конфликт с Североатлантическим альянсом, они могут быстро перебросить войска, отрезав российскую базу в Армении от нашей территории». В подтверждение Александров приводит слова представителя НАТО, который в 2003 году обмолвился о том, что войска альянса, возможно, возьмут под охрану трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан. «Потом, правда, они больше не высказывались публично на эту тему», — говорит эксперт.
В турецком плену
Поэтому, продолжает Александров, Саакашвили старался максимально наладить отношения с Турцией. «Он открыл для них границу в Аджарии и фактически разрешил турецкому бизнесу свободную торговлю в стране, — говорит политолог. — Это делалось по наводке западных кураторов, чтобы создать коридор Турция — Грузия — Азербайджан». Александров полагает, что Турция могла воспользоваться зависимостью Саакашвили от Запада и оказать на него давление по вопросу территории, и ему пришлось согласиться, чтобы не портить отношения.
Несмотря на геополитическое сотрудничество под эгидой Запада, отношения Грузии и Турции не были безоблачны. «С одной стороны, турки всегда признавали территориальную целостность Грузии, — говорит доцент кафедры регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов, — но при этом у турок всегда было отрыто «абхазское окно»«. Эксперт поясняет, что Турция в обход Тбилиси поддерживала торговые отношения с Абхазией, и это очень раздражало грузинское руководство. «Была масса скандалов, связанных с задержанием турецких сухогрузов, которые курсировали между территорией Турции и Абхазией, было взаимодействие и во время блокады Абхазии», — говорит Маркедонов. Он добавляет, что торговые отношения между Турцией и Абхазией продолжаются и сейчас.
Что касается предполагаемой продажи Турции части грузинской территории, Маркедонов не исключает, что это правда. «От Саакашвили можно было ожидать чего-нибудь подобного: он склонен к эпатажным выходкам, — отмечает эксперт. — Чтобы заполучить себе в перспективе союзника на российском направлении, он вполне мог пойти на такой шаг».