Авторами «Акта о введении эмбарго на российские вооружения 2014» стали республиканцы Дэн Коутс, Джон Корнин и Ричард Блументал. Однако на этот раз Россия получила защиту откуда не ждали — со стороны военного ведомства США, в планы которого такой запрет не входил.
Впрочем, причины этого акта эксперты видят не только в желании наказать Россию. «Это уже не первая попытка лоббистов американских вертолётостроительных корпораций запретить поставки российских вертолётов для Афганистана, — говорит Игорь Коротченко, директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО). — Однако Пентагон неизменно выступает за сохранение поставок. Причин тому несколько. Во-первых, российские вертолёты пользуются в Афганистане огромным спросом. Наши Ми-8 и Ми-17 в условиях афганского высокогорья показали себя очень надёжными, чего не скажешь об иностранных аналогах. Вертолёты других стран просто не выдерживают конкуренции. Во-вторых, афганские вертолётчики давно и хорошо знают эти машины и привыкли их эксплуатировать.
Попытки лоббистов сорвать сотрудничество с «Рособоронэкспортом» были, есть и будут, но они однозначно работают против интересов самих США. Ведь после своего ухода из Афганистана Америка собирается оставить там боеспособную и мобильную афганскую армию. А мобильность войск в условиях тамошнего бездорожья во многом зависит как раз от вертолётов российского производства».
За последние два года Россия совместно с американцами поставила Афганистану 33 российских вертолёта. Ранее американцы уже приобрели порядка 20 вертолётов Ми-8 и Ми-17 (по сути, это одна и та же машина с разными двигателями) для афганских вооружённых сил. Пентагон планирует продолжить закупки: афганцы уже плотно «сидят» на этих машинах, и переучивать их летать на американской технике за счёт военного бюджета особого желания у Пентагона нет. Однако в американском Конгрессе недовольны тем, что США приобретают у России военную технику на фоне несовпадающих взглядов на кризис в сопредельной Украине.
Кроме вертолётов, Россия поставляет в США ракетные двигатели, произведённые ещё в СССР, для закрытой в 1976 году «Лунной программы». Однако они едут в Штаты вовсе не по линии Пентагона, а по сугубо коммерческой схеме. Двигатели предназначены для ракет-носителей «Атлас», которые выводят в космос полезную нагрузку. Пока речи о санкциях на подобные коммерческие закупки нет.
Что примечательно, Россия никоим образом не зависит от американской продукции военного назначения — мы не закупаем ничего в США со времён Второй мировой войны. А значит, как бы ни обернулась история с данным запретом на военную торговлю, пострадавший в ней будет только один — Америка.