В Афганистане в минувшие выходные прошли президентские выборы. Их результаты всё ещё неизвестны и, как ожидается, будут обнародованы не ранее, чем через две недели. К этим выборам приковано особое внимание мирового сообщества и России в частности. В эти дни определяется будущее страны, на власть в которой претендует радикальная исламистская группировка «Талибан». Талибы уже побывали у власти в Афганистане в 1990-е годы, их правление было отмечено нетерпимостью к иноверцам, попыткой установить шариат и развёртыванием в стране наркоиндустрии.
Договориться с талибами?
Режим талибов пал в 2001 году в результате спецоперации войск НАТО. Причиной войны стал отказ талибов выдать американцам Усаму бен Ладена (он якобы скрывался в Афганистане), который взял на себя ответственность за теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года.
Спецоперация с участием американских военных началась в Афганистане в октябре 2001 года, и уже в декабре талибы от власти были отстранены. Временным главой государства стал Хамид Карзай. В 2004 году Карзай победил на первых после свержения талибов президентских выборах. В 2009 году он был переизбран на второй срок. Всё это время в разных районах страны продолжались бои с талибами. Эксперты отмечают, что режим Карзая удерживался исключительно силами американских военных. «Во второй раз Хамид Карзай победил с чудовищными нарушениями, каких мир не видывал, но Хилари Клинтон продавила ситуацию, и все наплевали на подтасовки, — говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. — Если бы не Госдепартамент, никаким президентом Афганистана он бы не был».
Летом 2014 года НАТО выводит из Афганистана миротворческие войска, поскольку срок договора с афганским правительством истёк, а новый всё ещё не подписан: Карзай так и не смог договориться с Пентагоном об условиях нового договора. «Я не доверяю американцам, а они не доверяют мне. В течение последних десяти лет я боролся с ними, а они вели пропаганду против меня», — публично заявлял он.
Эксперты отмечают, что США так и не выполнили до конца поставленную задачу: талибы по-прежнему контролируют обширные регионы страны. В последние годы американцы даже пытались найти «умеренных» талибов и договориться с ними о разделе власти в стране, но пока безрезультатно. «Переговорный процесс с талибами зашёл в тупик, — говорит эксперт Института востоковедения РАН Владимир Сотников, — даже так называемые «умеренные» талибы надеются в большинстве своём вернуться во власть». Переговоры американского руководства с талибами только усилили трения в отношениях с Карзаем: президент подозревал, что за его спиной американцы замышляют что-то недоброе.
Три фаворита гонки
В любом случае Карзай не может идти на третий президентский срок, и американцам придётся делать ставку на нового лидера. Будет ли он человеком, близким к Карзаю, или оппозиционером, пока не ясно. Представители США пока своих предпочтений не высказывали. Известно только, что Каюм Карзай, брат Хамида Карзая и довольно сильная политическая фигура, к выборам допущен не был. Нет в числе кандидатов и представителей талибов, все оппозиционеры, участвующие в выборах, системные.
По предварительным данным, никто из кандидатов не набрал больше 50 % голосов, а значит, будет второй тур. Ведущие мировые информагентства воздерживаются от публикации даже приблизительных результатов первого тура. Есть лишь данные одного из афганских информагентств, которое проводило экзит-поллы в крупных городах. Корреспонденты агентства сообщают том, что во второй тур выходят два политических противника Карзая, Ашраф Гани Ахмадзай (42 %) и Абдулла Абдулла (40 %).
В начале правления Карзая Абдулла был его сподвижником и работал в администрации. Но потом он разошёлся с ним во взглядах на благоустройство Афганистана и превратился в яростного его противника. Абдулла участвовал в предыдущих президентских выборах и даже прошёл во второй тур, однако снял свою кандидатуру в знак протеста против масштабных нарушений в пользу Карзая.
Ахмадзай — другой политический противник Карзая. Он был министром финансов в переходном правительстве Карзая до 2004 года. В 2002–2004 годы Ахмадзай провёл масштабную финансовую реформу и добился ряда успехов в своей сфере. Позже он работал ректором Кабульского университета и даже выдвигался Афганистаном как кандидат на пост генсека ООН. Но на эту должность он не прошёл, а из университета вскоре был уволен. Ахмадзай активно критиковал коррупцию, неэффективность и слабость правительства Хамида Карзая.
До дня голосования третьим серьёзным претендентом на пост президента считался близкий к Карзаю Расул Залмай, бывший министр иностранных дел. Но, согласно данным экзит-поллов, он набрал всего 7 % голосов. Впрочем, аналитики предупреждают, что данным афганских экзит-поллов не следует особенно доверять: они могут быть инструментом в борьбе кандидатов друг с другом. Сбор информации об итогах голосования затруднён в регионах, которые находятся под контролем талибов, отмечают аналитики. Этим объясняется такая задержка с объявлением официальных итогов голосования.
«Скорее всего, будет обострение»
Все три фаворита предвыборной гонки ещё до выборов заявили, что в случае победы продлят договор с США в сфере безопасности. То есть никто из них не надеется удержать власть без помощи американских военных. Проблема в том, что даже после продления договора контингент американских войск в Афганистане будет значительно меньше, чем в предыдущие годы.
«Поэтому любому будущему президенту Афганистана придётся договариваться с талибами о той или иной степени их участия в разделе власти, — говорит Сотников. — Это необходимо, чтобы обеспечить хотя бы подобие гражданского мира в стране после вывода войск НАТО».
Сотников не решается давать оптимистических прогнозов. «Скорее всего, будет обострение обстановки, поскольку талибы стремятся вернуться во власть или, по крайней мере, иметь контроль над будущим президентом», — полагает эксперт.
В конце прошлого года эксперты отмечали, что Афганистан в 2014 году будет одним из стратегически важных для России направлений. Возможный реванш талибов может дестабилизировать обстановку в бывшей советской Средней Азии. А с этим регионом мы связаны Договором о коллективной безопасности (ОДКБ), то есть в случае чего должны оказать нашим соседям военную помощь. Поэтому Россия заинтересована в том, чтобы действующее афганское правительство удержалось у власти. «Для России это серьёзный вызов», — предупреждает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов.