Минпромторг готов рассмотреть инициативу маркировки автозапчастей, в частности — свечей зажигания — и возможность ее реализации.
Эксперты aif.ru объяснили, зачем нужна эта процедура и поможет ли она в борьбе с контрафактом.
Автомаркировка
С предложением о введении системы маркировки на рынке автокомпонентов выступили представители отечественных производителей автомобильных компонентов. По их данным, сегодня свыше 70% свечей зажигания являются нелегальными, из которых 17% — контрафактные. К тому же, после начавшейся маркировки автмобильных шин вполне можно прийти к маркировке всего колеса машины в сборе.
Судя по всему, инициатива получила одобрение со стороны властей. Как ранее сообщал aif.ru председатель Совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Михаил Дубин, речь идет не про маркировку кузова или каких-то сложных узлов, а про то, что имеет потребительскую ценность. «Это свечи, автомобильные масла, возможно, фильтры — расходные материалы, потому что, к сожалению, уровень нелегального оборота весьма высок, а портить машину некачественными компонентами, наверное, не очень бы хотелось», пояснял он.
«Эти две товарные группы (свечи и колеса) вполне логичны в ходе расширения применения программы маркировки или, если правильнее говорить, прослеживаемости», — отмечает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Вячеслав Чеглов. Это, по его словам, еще и отчасти следствие широкого применения параллельного импорта, когда ряд производителей отказались от прямого снабжения нашего автомобильного рынка. «Конечно, покупатель дезориентирован на рынке, —продолжает эксперт. — При этом риски выросли: автомобили стали дороже, менять их ежегодно теперь многие не могут себе позволить. В то же время введение маркировки шин прошло достаточно спокойно, поэтому логично ожидать расширения практики дальше». Учитывая стоимость автомобильных свечей известных фирм, прибавку на дополнительную маркировку покупатели не почувствуют. «Зато будем прослеживать путь товара к нам в руки, — говорит Вячеслав Чеглов. — В борьбе с контрафактом это позволит несколько улучшить ситуацию. Конечно, бизнес всегда найдет лазейку, но эта лазейка станет тоньше».
С этим мнением согласны и другие аналитики. «Маркировка автокомпонентов необходима для решения двух задач: для борьбы с подделками и повышения надежности эксплуатации автомобилей, — считает промышленный эксперт Леонид Хазанов. — Контрафактных запчастей на российским рынке слишком много, их долю можно оценить на уровне 20-25% — это слишком большая величина». Использование подобных деталей, по его мнению, чревато выходами машин из строя раньше положенного срока и авариями на дорогах.
Дойти до сути
В то же время, есть и опасения по поводу того, что благая идея может оказаться малоэффективной. «Идея маркировать запчасти вроде бы хорошая, но дело в том, что маркировать будут все запчасти, которые поступают в Россию, в том числе и контрафакт, — отмечает автоэксперт по подбору автомобилей, блогер Сергей Логинов, — которого на рынке сейчас около 30-40%, так что ситуация печальная. Вот если бы отслеживали всю цепочку поставщиков и проверяли их товар, эффект был бы значительный». То есть, как отмечет эксперт, если бы маркировка гарантировала оригинальность запчасти или производителя, это было бы интересно и важно для всех. А пока получается, что маркировка — это просто фиксация всего входящего импорта, которая ни к чему, кроме как к дополнительным сборам (пусть и не значительным), не приведет.
Ранее сообщалось о том, как эксперты объясняют рост продаж подержанных китайских автомобилей.