Примерное время чтения: 8 минут
3802

«Волга» не в русле. Как чиновников пересаживали на отечественные машины

«Волги» у здания Конституционного суда РФ. 1992 г.
«Волги» у здания Конституционного суда РФ. 1992 г. / Борис Приходько / РИА Новости

Поддержать ГАЗ

25 лет назад, 1 апреля 1997 года, президент России Борис Ельцин попытался пересадить чиновников на «Волги» и «Жигули». Идея принадлежала бывшему губернатору Нижегородской области Борису Немцову, которого в марте того года назначили первым вице-премьером правительства РФ. «Когда я переехал в Москву, обилие иномарок вызвало у меня шок», — объяснял он потом. С молодецким задором Немцов принялся убеждать Ельцина, что это никуда не годится. И уже 31 марта Борис Николаевич подписал соответствующее распоряжение, а 1 апреля 1997 года оно вступило в силу.

«...Прекращается использование средств федерального бюджета на приобретение и аренду легковых автомобилей иностранного производства для обеспечения автотранспортом федеральных органов власти, за исключением выполнения обязательств по договорам, заключенным до вступления настоящего распоряжения в силу», — гласил первый пункт распоряжения. Правительству предписывалось до 15 апреля 1997 года разработать и утвердить порядок продажи автомобилей иностранного производства и покупки отечественных машин. А чтобы чиновникам не было совсем обидно, что их заставляют ездить на «членовозах», исполнительную власть обязали принять меры по улучшению качества производящихся в РФ автомобилей в сотрудничестве с иностранными компаниями.

Ни для кого не было секретом, что кроме откровенного популизма (в экономию денег тогда вообще никто не поверил), дело было ещё и в лоббизме. Крупный госзаказ должен был поддержать Горьковский автозавод, который находился в Нижнем Новгороде — недавней вотчине Немцова. В то время у ГАЗа не было конкурентов — из производящихся в России машин на статус «членовозов» подходили только «Волги». Их надо было не только поставлять в чиновничьи гаражи, но ещё обслуживать и ремонтировать. Тем более, что в 1980-е отечественные предприятия вполне научились выпускать для партийных боссов оригинальные модели. Если бы в начале 90-х государство продолжало инвестировать в ЗИЛ и ГАЗ, а не кинулось скупать для губернаторов и министров престижные иномарки, из этой затеи вполне могло уже к 1997 году получиться что-то путное и рентабельное. Но так как этого не произошло, пришлось включать лоббизм.

Немцов тогда решил подать личный пример и сам пересел на продукцию ГАЗа. Правда, как говорят, под капотом его «Волги» фактически была начинка от Mercedes. Еще один демонстративный жест последовал от тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова: он купил в свой автопарк «Князя Владимира», которого тогда выпускали на еще работавшем АЗЛК.

«Москвич-2142».
«Москвич-2142». Фото: РИА Новости/ Александр Поляков

«Извращенец работает»

На этом практически все и закончилось. Подписать-то распоряжение Ельцин подписал, но сам променять Mercedes на продукцию ГАЗа не пожелал. Официально это объяснялось требованиями безопасности к кортежу президента. Кстати, когда в Екатеринбурге открылся Музей Бориса Ельцина, там был представлен его первый автомобиль, на котором Борис Николаевич передвигался еще будучи первым секретарем Свердловского обкома. Это была ГАЗ-14 «Чайка». В те времена более высокой по классу машины не было, и даже далеко не все первые секретари обкомов имели подобные машины. Ельцину в Свердловск её доставили поездом.

ГАЗ-14 «Чайка».
ГАЗ-14 «Чайка». Фото: Commons.wikimedia.org/ Mysportedit

Министры, губернаторы и мэры в 1997 решили, что им тоже не обязательно выполнять распоряжение президента, раз он сам не поддерживает отечественный автопром. Тем более, что за их иномарками, которые следовало пустить с молотка, очередь не выстроилась. На аукционе в Люберцах нашлось всего 22 покупателя на полсотни чиновничьих машин.

Но народ хотел видеть новую власть если не в троллейбусах, то хотя бы в «Жигулях». Неудавшийся пиар прикрыли творчеством и сатирой. Многие помнят знаменитый выпуск «Кукол», в котором неизвестный «Юрий Деточкин» подменил Mercedes в гараже заместителя секретаря Совбеза России Бориса Березовского. По сюжету, последний в панике бросился за помощью в Кремль. «За сегодня уже третий случай. И каждый раз вместо иномарки в гараже оказывается «Волга», — сообщил ему кукольный премьер Виктор Черномырдин. «Это какой-то извращенец работает. Садист», — возмутился «Березовский». Позже Борис Немцов рассказывал, что после распоряжения Ельцина тот же Березовский заказал себе «Волгу» в Детройте.

Автомобильная эпопея закончилась спустя два года, в апреле 1999 года, когда Ельцин отменил свое знаменитое распоряжение.

Опять не получилось?

С тех пор тема чиновников и автомобилей неоднократно поднималась, но по сути дела, на «Волгах» они так и не стали ездить. В 2000-е годы отечественный автопром начал выпускать достаточно широкую линейку иномарок — Renault, Volkswagen, BMW, Chevrolet, Kia, Audi, Ford, и проблему решили компромиссом.

Владимир Путин, будучи премьер-министром, снова провозгласил «великую пересадку» чиновников из люксовых машин в 2012 году. Эта история оказалась более успешной. Может быть, потому, что чиновникам разрешили ездить на иномарках, но отечественной сборки. Как замечали в Минэкономразвития, они «учли ошибки предыдущих подобных инициатив». Сегодня большая часть автопарка госучреждений РФ состоит из машин преимущественно отечественной сборки. Да и у самого президента в автопарке появился отечественный Aurus.

Но это не значит, что все прошло легко. Многие власть имущие по-прежнему предпочитают люксовые авто и просто лукаво не покупают их через госзакупки, а берут в аренду. Расходы на круг получаются весьма внушительные. Правда, сейчас, когда Россия под санкциями, иностранные автопроизводители то ли уходят, то ли приостанавливают работу по сборке иномарок в стране. И на чем через год-два будут ездить чиновники, не очень понятно. Но пешком в народ они вряд ли пойдут — что-нибудь наверняка придумают, не пропадут.

Да и уже сейчас некоторые не теряются. Если мы заглянем в сегодняшние госзакупки, то увидим, что некоторые слуги народа решили себе ни в чем не отказывать. Например, администрация города Губкинский на Ямале для «Муниципальной управляющей компании» решила прикупить Toyota Camry за 2,9 млн руб. Цена ещё докризисная. Своё решение местные власти аргументируют тем, что на территории России эквивалент необходимого им автомобиля просто не производится.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах