Шахматный регион
Удмуртия — наверное, самый шахматный регион страны, здесь этой игрой увлечены как взрослые, так и дети. 12 тыс. школьников в этом году участвовали в школьных олимпиадах по шахматам, многие с успехом выступают на российских турнирах. А команда лицея № 25 Ижевска стала победителем Всероссийской олимпиады по шахматам.
Анна Величкина, ставшая в 2020 году серебряным призёром Всероссийского онлайн турнира «Кубок корпорации Центр» среди детей 2012 г. р. и младше, молча наблюдает за соперником: журналистом спортивного канала, получившим в юности разряд по шахматам. И после второго его хода спрашивает: «А вы вообще в шахматы когда-нибудь играли?» Потом спокойно одерживает победу.
В проекте «Шахматы в школах», который реализуется в республике при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, участвуют 367 школ, «играющих» в шахматы (всего в Удмуртии 568 школ). Они получают необходимую литературу и инвентарь. Играть учатся 20,5 тыс. детей.
Если ребёнок играет в шахматы, он чаще всего не соблазняется приманками улицы, считает Юрий Брыжинский, который возродил шахматное движение в селе Вавож, куда переехал 4 года назад.
По словам представителей фонда в Удмуртии, была проблема с тем, чтобы такие, как он, энтузиасты могли передать детям свою любовь к шахматам и свои знания, потому что для работы с детьми требуется педагогическое образование. Но вместе с Министерством образования и Министерством спорта республики удалось найти выход, запустив программы обучения тренеров, включающие педагогическую часть.
Ресурсные шахматные центры, где разрабатывают программы обучения шахматам и готовят тренеров, — важная поддержка шахматного движения. Они созданы в Ижевске и селе Дебёсы при поддержке фонда.
Есть программы для воспитателей детских садов, учителей начальных классов, работников библиотек, тренеров. Дисциплина «Шахматы и методика преподавания шахмат» включена в учебную программу для специальностей «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования» и «Дошкольное образование».
Глава Удмуртии Александр Бречалов, будучи большим поклонником триатлона, тоже стал играть в шахматы и даже зарегистрировался на ресурсе, где можно как играть с людьми, так и оттачивать мастерство с компьютером. Он уверен, что у детей и подростков, которые занимаются шахматами, формируются «здоровые, правильные мозги».
«Просто бомба!»
Столь же вдохновенно дети в Удмуртии играют в хоккей, причём не только мальчики. В команде из Увинского района есть и девочки. И она не делится на женскую и мужскую части: играют все вместе, только тренер выставляет игроков так, чтобы девочки были постарше соперников-мальчиков. Район даже участвует в федеральном фестивале «Люблю папу, маму и хоккей». По словам тренера-общественника Александра Анастасьина, 32 семейные команды приняли в нём участие.
«Родителям стало интересно, — рассказывает он. — Они готовились, тренировались. Мамы стояли на воротах. 32 семьи участвовали. Никогда такого не было. Просто бомба!»
Во время подготовки организаторы собирались искать деньги на призы. Но тут они получают посылку с клюшками и кубками от проекта «Добрый лёд». Фестиваль — часть этого проекта Фонда Тимченко, в котором участвуют и удмуртские команды. Хоккейные секции обеспечивают спортивным инвентарём и экипировкой, что очень важно, ведь в той же увинской команде из 70 ребят половина — из многодетных семей. А в некоторых семьях хоккеем занимаются двое или даже трое ребятишек, и денег на экипировку просто нет.
Кроме того, как и в шахматах, создатели проекта работают с теми, кто работает с детьми: предусмотрены повышение квалификации тренеров, организация хоккейных турниров, в том числе дворовых.
«Поддержка фонда состоит не только в выделении грантов. Мы создаём условия для развития человеческого капитала: это масштабные образовательные программы, включающие семинары и стажировки, а также экспертная поддержка и наставническое сопровождение для участников проектов. Это позволяет надеяться на устойчивые результаты в будущем», — поясняет председатель наблюдательного совета Фонда Тимченко Ксения Франк.
Культурная мозаика
В селе Малая Пурга более 80% населения — удмурты, но говорят на удмуртском в основном представители старших поколений.
«В двух школах и гимназии, которые работают здесь, родной язык изучают как иностранный, а в 3 детских садах его не изучают вообще», — сетует автор проекта «Выжы Кыл: Сказка — Слово рода — Язык корней», заведующая отделом мультикультурного обслуживания населения и информационного сопровождения деятельности малопургинской районной библиотеки Надежда Степанова (в республике изучение удмуртского языка не является обязательным — Ред.).
Она 30 лет прожила в городе, но 2,5 года назад вернулась в родную деревню и чувствует себя как рыба в воде. По её словам, есть молодые родители, которые понимают, что дети должны знать язык и традиции своего народа.
Удмуртское слово «выжыкыл», ставшее названием проекта, имеет три значения: сказка, слово рода, язык корней. Дети, приходя в созданную в библиотеке этноязыковую студию, погружаются в культуру и традиции, и язык как часть этого богатства становится им интересен. Вместе с руководителем студии они проговаривают удмуртские слова: джеч бурэш, умоеш... Вместе с любимым рэпером Богданом Афиногеновым поют: «Выходи из засиженной юрты! Кто бы что ни говорил, мы суперудмурты!»
А Надежда Степанова нацелена на то, чтобы этноязыковая студия преобразовалась в этноязыковую лабораторию, работа которой будет одновременно и шире, и глубже.
Можга — небольшой город с населением 50 тыс. человек. Здесь есть коррекционная школа, в которой учатся 134 ребёнка, и всем им требуются особое внимание и профессиональный подход. Педагоги решили создать для них исследовательско-этнографический музей «Шундры корка» (в переводе с удмуртского — «Солнечный дом»). В школьном кабинете собрали старинные предметы быта: прялки, корыта, горшки, рушники. Здесь проводят интерактивные уроки: к примеру, из-за печки появляется Домовой, который помогает товарищам вникнуть в то, зачем нужно было веретено или как горшок «отправляли» в печь.
На других занятиях дети делают обереги: на деревянном спиле старательно выжигают национальные символы, предварительно узнав их значение и выбрав себе тот, к которому тянется душа. Или учатся готовить самое популярное удмуртское блюдо: перепечи.
Люди старшего поколения села Большая Уча хотели, чтобы здесь появилась своя газета. А замдиректора по воспитательной работе местной школы Ольга Ульянова и педагог-библиотекарь Наталия Борисова предложили привлечь к этому школьников. В результате родился проект, создавший информационно-образовательное пространство «#Не скУЧАй», а точнее, медиацентр, который не только издаёт газету, но и готовит видеосюжеты для сельского канала на Youtube.
Основы режиссуры и видеооператорского мастерства (в теоретической части) осваивали дистанционно на занятиях с мастерами медиацентра «АртТВ» Ижевска. И теперь семиклассник Николай Ромашкевич может снимать даже с квадрокоптера и самостоятельно монтировать отснятый материал.
Поначалу жители села с недоверием относились к съёмочной группе, если та появлялась на улице, интервью давать не хотели. Но теперь отношение изменилось. Они смотрят сюжеты на канале, читают новости в группе в соцсети «ВКонтакте», которую тоже ведут ребята из Большеучинской школы, и сами приглашают их на съёмки значимых событий.
Это 3 проекта из 35, которые стали победителями в конкурсе «Культурная мозаика Удмуртии» 2020 года Фонда Тимченко. А участвовало в нём 303 проекта, столь богата оказалась республика на культурные инициативы.
«Для нас очень показательно, что такой большой интерес. 35 проектов работают и будут продолжаться, есть ещё 26 новых проектов, которые стартуют в этом году. Для относительно небольшой территории это очень высокая плотность проектов. А ведь есть ещё и спортивные, и социальные инициативы. Мы видим, как они друг друга дополняют», — говорит Ксения Франк.
KPI для глав районов
Между тем ещё в 2017 г., по словам главы республики, в половине районов не было ни одной некоммерческой организации. Соответственно, люди не понимали, где, помимо бюджета, можно получить деньги на реализацию своей инициативы.
Но сейчас НКО создаются и в сёлах, и в деревнях. Их проекты участвуют в конкурсах, привлекая деньги от разных фондов. А с Фондом Тимченко в прошлом году республика подписала договор о сотрудничестве в культурных, спортивных проектах и по решению проблем социального сиротства.
«Когда-то, ещё в Общественной палате, мы приняли термин „социальная экономика“. Не все тогда понимали, и мы спорили с большими чиновниками, — рассказал Александр Бречалов. — Но теперь это в нашей республике уже есть».
Он привёл в качестве примеров два проекта, которые начинались как частные инициативы при поддержке Фонда Тимченко, но выросли до серьёзных масштабов. Это культурно-исторический парк «ДондыДор» в 10 км от Глазова, где воссоздано городище эпохи финно-угорского Средневековья, включающее несколько археологических памятников, отели, лыжную базу.
«Сейчас это место притяжения для жителей не только республики, но и всей страны. Проект, который начинался как инициатива неравнодушных людей, стал точкой социальной экономики», — сказал глава республики.
Второй проект — народный музей исчезнувших деревень в деревне Сэп, где ничего кроме него нет. Звучит удивительно, но музей стал деревнеобразующим предприятием.
«Мы заинтересованы в том, чтобы всё больше людей вовлекались в такую работу. Пока получается, — заверил Бречалов. — Теперь у каждого главы района и города это в KPI значится в первых 10 пунктах. И сейчас в каждом районе у нас есть не просто инициаторы проектов, которые мы поддерживаем через разные инструменты, но и грамотные с точки зрения юридических моментов люди. У них есть запросы на образование, на акселерацию, на лучшие практики».
Запросы эти удовлетворяет совместная работа с фондом, цель которой — дать старт инициативам, чтобы в дальнейшем они стали «точками социальной экономики».