«Марийский Волжск присоединят к татарской Казани», — прошёл слух по соседним республикам. Как такое может быть, если между этими городами 45 километров? Что за объединения и где намечаются в России? «АиФ» решил разобраться.
Зарабатывать лучше вместе
От Волжска до Казани 40 минут на маршрутке. Многие волжские жители уже сегодня работают в более развитом Татарстане. Другое поглощение намечается на Кубани: есть план объединить в единое целое Краснодар и посёлки соседней Адыгеи. Но речь о перекройке административных карт не идёт. Объединение планируется экономическое, в рамках формирования агломераций — групп населённых пунктов, которые вместе сильнее и перспективнее, чем каждый по отдельности. Успешное партнёрство Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области — живые примеры. Но, по мнению экспертов, агломерации должны вырасти вокруг всех городов с населением от 500 тыс. человек. В списке первых кандидатов — Калининград, Ярославль, Воронеж, Нижний Новгород, Волгоград, Уфа, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Красноярск.
Сторонники агломераций в правительстве предлагают, невзирая на административные границы, определить для них единую схему развития транспорта, ЖКХ, единые правила привлечения инвестиций, сбора и распределения налогов. «Денежный пирог станет больше, и можно будет разделить его между остальными регионами с помощью межбюджетных отношений», — объяснил идею полпред Президента РФ в Уральском федеральном округе Владимир Якушев. И тогда, возможно, потеряют смысл разговоры о том, что давно пора объединить бедные и более богатые регионы: Еврейскую автономную область и Хабаровский край, Курганскую и Тюменскую области, например.
«Города» будущего
Урбанисты идут ещё дальше, выделяя на карте России треугольники городов, расположенных на расстоянии, которое можно преодолеть максимум за 1,5 часа. Если транспортное сообщение надёжное, можно будет жить в одном городе, зарабатывать или учиться в другом, а культурный досуг проводить в третьем — где удобнее и интереснее. «Соединяя три средних города, мы получаем что-то вроде одного большого», — говорит один из авторов этой концепции доцент кафедры философии и методологии науки МГУ им. Ломоносова Тарас Вархотов.
Полноценный «треугольный» город должен иметь в совокупности не менее 1 млн жителей. Таких урбанисты насчитали в России 24 (примеры в инфографике). Дело «за малым» — хорошими дорогами и быстрыми поездами. В идеале вершины «треугольника» должны соединить ВСМ, по которым пассажиры летят со скоростью до 250 км в час. Это дорого и в российских условиях пока фантастично. Но, по мнению Вархотова, некоторые города могут стать ближе друг к другу даже при имеющихся возможностях. Скажем, Ярославль, Кострома и Иваново, которые расположены на расстоянии от 65 до 100 км друг от друга. Скоростной поезд «Ласточка», запущенный в 2020 г., сократил путь между Ярославлем и Костромой до 1 часа 5 минут. Правда, билет на него совсем недёшев для тех, кто каждый день ездит на работу из одного города в другой: от 462 руб.
«Предпосылки для создания агломераций, включающих части разных регионов, есть, — соглашается директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Ирина Ильина. — Уже сейчас некоторые жители Тулы ездят работать в Калугу, которая развивается быстрее. Но нужно, чтобы калужане тоже находили работу в Туле. Должно сформироваться единое экономическое пространство».
Плюсы и минусы
Что выиграют жители небольших городов и посёлков, которые войдут в состав агломераций? «Они получат более сбалансированную транспортную, энергетическую, социальную инфраструктуру. Будет проще, например, попасть в хорошую больницу, расположенную в областном центре. Расширится зона хороших зарплат», — считает руководитель лаборатории прогнозирования региональной экономики Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков. Негативные последствия: в больших городах, ставших центрами агломераций, усилится конкуренция за работу и может ухудшиться экология. Ведь концентрация автомобилей и производств на 1 кв. км только вырастет.