Александр Павлов, aif.ru: — Какие события в жизни островного региона, произошедшие за последнее время, вы считаете наиболее важными?
Валерий Лимаренко: — Пожалуй, на первом месте сфера транспорта. Мы открыли в августе крупнейший на Дальнем Востоке аэровокзальный комплекс в Южно-Сахалинске. И на днях на паромную линию Ванино-Холмск вышел новый паром «Александр Деев».
— И что далее?
— Сахалинская область должна стать перекрестком международных транспортных путей. Воздушных и морских, пассажирских и грузовых.
С этой целью мы создаем авиационный хаб, развиваем инфраструктуру. Новый аэровокзальный комплекс способен принять до 5 млн человек в год. В 2024 году планируем закончить строительство взлетно-посадочной полосы, пригодной для самолетов всех видов. Это даст возможность развивать авиационные грузоперевозки.
Но полосы и аэровокзала недостаточно. В состав хаба войдет аэросити. Это будет деловая инфраструктура широкого спектра: бизнес- и экспоцентры, гостиницы.
Развитию хаба будет способствовать также строительство завода по производству авиакеросина. Появится и логистический центр. Современная инфраструктура и недорогое топливо станут конкурентным преимуществом нашей области, которое, я уверен, привлечет новых перевозчиков, в том числе и иностранных.
Серьезные перспективы открываются и в сфере морского транспорта. Мы приступаем к модернизации Корсаковского порта. Это юг Сахалина. На Восточном экономическом форуме подпишем соглашение с компанией «Гидрострой». Она будет создавать в порту современный рыбоперерабатывающий комплекс мощностью до 500 тонн сырья в сутки с оборудованием для выпуска филе и холодильником на 5 тысяч тонн. «Гидрострой» вложит в проект 6,5 миллиарда, работу получат 250 рабочих мест.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/033/899/1171c5f66bb4b4c3545950a255692584.jpg)
Сейчас серьезная доля добычи отечественных рыбаков уходит за границу. Развитие переработки на родном берегу позволит решить эту проблему.
Вскоре начнется модернизация порта на западном побережье Сахалина в Александровск-Сахалинском районе. Там планируется построить многофункциональный перегрузочный комплекс. Он будет задействован в реализации проектов по переработке леса и добыче угля на крупном месторождении. Инвесторы, наши китайские партнеры, планируют вложить свыше 20 миллиардов рублей и создать 400 рабочих мест. Соглашение на этот счет также будет подписано в ходе ВЭФ.
Также на восточном побережье Сахалина будет создан многофункциональный порт с грузооборотом 14 миллионов тонн в год. Здесь появится портовая инфраструктура, а также нефтяной, угольный, газоконденсатный и бункеровочный терминалы.
— Если честно, удивили. Никак не думал, что в транспортной сфере вашего региона происходят столь масштабные события.
— Положение островной области обязывает. Отмечу, что воздушным и морским транспортом мы не ограничиваемся.
На полях Восточного экономического форума подпишем соглашение с «КАМАЗом» о создании логистического центра в Южно-Сахалинске. Он займется очень важным для нас делом — развитием транспортных перевозок с использованием экологически чистых видов топлива. Это позволит улучшить экологическую обстановку в наших населенных пунктах.
Вместе с компанией «Российские железные дороги» реализуем очень интересный проект. Включаем стальную магистраль в состав общественного транспорта в Южно-Сахалинской агломерации. Для продолжения этой работы на форуме мы подписываем соглашение с «РЖД». Будем увеличивать количество рейсов и остановочных пунктов, сокращать интервалы движения, чтобы людям было удобнее пользоваться новым городским транспортом.
— На ваш взгляд, преференциальные режимы на Дальнем Востоке оправдали себя?
— На такие вопросы всегда надо отвечать фактами. А они, что касается Сахалинской области, следующие. У нас в регионе созданы три территории опережающего развития, в двух муниципальных образованиях действует режим свободного порта Владивосток. В их рамках в экономику области вложено 64 миллиарда рублей. Создано свыше 5 тысяч рабочих мест. И это только начало. Общий объем инвестиций составит более 135 миллиардов рублей. А новых рабочих мест будет около 9 тысяч рабочих мест.
— Цифры внушают уважение. А можно назвать конкретные проекты в рамках преференциальных режимов?
— Пожалуйста. Аэровокзальный комплекс в Южно-Сахалинске. О нем мы сегодня уже говорили.
Если взять сельское хозяйство, это крупнейшие региональные животноводческие комплексы «Мерси Агро Сахалин» и «Грин Агро Сахалин», построены тепличные комплексы совхоза «Тепличный». Они обеспечивают регион мясом, молоком, овощами.
Построено несколько заводов, которые перерабатывают уловы наших рыбаков. То есть сырье не ушло за рубеж, и все выгоды от этого получает наш регион, наша страна.
Угольная отрасль. У нас строится уникальный конвейер — самый протяженный в России. По нему уголь будет двигаться сразу от разреза до морского порта. С его запуском планируется увеличение объемов добычи угля до 20 миллионов тонн.
Наш главный туристический объект — горнолыжный курорт «Горный воздух» — стал точкой притяжения для поклонников зимних видов спорта всего Дальнего Востока.
В прошлом году на Курильских островах также была введена особая преференциальная зона. По решению президента России Владимира Путина для инвесторов на 20 лет обнулены налоговые ставки. Сейчас резиденты реализуют проекты в области туризма, добычи полезных ископаемых, переработки отходов.
— Планов и программ по развитию Дальнего Востока хватает. Но для того, чтобы их воплотить в жизнь, нужны кадры. Высококвалифицированные, и, желательно, местные. А с этим на Дальнем Востоке — большая проблема. Молодые люди уезжают учиться и зачастую не возвращаются. Что делать?
— Создавать условия, чтобы молодежь могла получить нужные знания в родном регионе. В этом году у нас произошло значимое событие. Мы приступили к строительству кампуса «СахалинTech». В его составе научно-образовательный комплекс и студенческий городок на 1500 человек.
Подчеркну, кампус — не просто новые стены. Это в первую очередь образовательное, научное и смысловое наполнение. Мы понимаем, что мало дать выпускнику диплом с хорошими отметками. Надо сделать так, чтобы вчерашний студент, выходя за порог альма-матер, знал, что его ждет перспективное рабочее место в нашей островной компании. Поэтому уже сейчас в университете идет «пересборка» образовательных программ вместе с ведущими предприятиями.
Попутно создаются учебно-научные лаборатории по таким актуальным направлениям, как энергетика, аквабиотехнологии, марикультура, строительные технологии и материалы, экология и природопользование, IT-направления и цифровизация. Преподавателей будем привлекать со всей страны, готовить кадры из числа местных молодых ученых. Запускаем программу релокации деятелей науки с мировым именем.
— Не боитесь, что хорошие специалисты, получив на Сахалине образование, все же будут уезжать? Чем их удержать?
— Конечно, кто-то уедет. Это неизбежно. Но чтобы осталось большинство, нужно здесь, на островах, создать новое качество жизни.
Одна из ключевых составляющих — жилье. Мы ведем масштабное жилое строительство. Уже два года подряд мы сдаем рекордные — 500 тысяч квадратных метров в год. Это более 1 метра на человека. Южно-Сахалинск уже второй год в первой пятерке городов России по объему вводимого жилья на душу населения. Строим мы, кстати, крупные жилые кварталы со всей необходимой социальной инфраструктурой — школами, детскими садами.
За счет набранных темпов быстро расселяем аварийный фонд. Сахалинская область досрочно завершила первую программу по расселению и одной из первых в России приступила ко второй. В 2026 году завершим расселение 700 тысяч квадратных метров аварийного жилья. Более 32 тысяч человек переедут в комфортные квартиры.
При этом на островах развивается рынок арендного жилья. Оно предназначено для востребованных специалистов и работников бюджетной сферы. На Петербургском международном экономическом форуме мы подписали соглашение с ДОМ.РФ о строительстве 50 тыс. кв. м арендного жилья.
Для покупки жилья можно воспользоваться льготными ипотечными продуктами. Например, для молодых семей есть «Дальневосточная ипотека» под 2 процента. За время действия программы на островах было выдано более 4 тысяч кредитов.
Есть и местные продукты. Например, запустили новую программу «Сахалинская ипотека». Этот проект клиентоцентричный. Специалисты нашего ипотечного агентства сопровождают каждую семью на всех этапах приобретения жилья. Помогают сформировать первоначальный взнос, получить одобрение кредита у банка. А чтобы повысить кредитоспособность, подсказывают членам семьи, как повысить профессиональную квалификацию и за счет этого увеличить общий доход.
При этом мы много внимания уделяем и другим составляющим качества жизни. Приводим в порядок подъезды и дворы, благоустраиваем города и села. То есть стремимся сделать так, чтобы сахалинца и курильчанина, куда бы он ни уехал, тянуло домой. Потому что дома хорошо.
— Вернемся все же к теме Восточного экономического форума. Одна из главных тем — международное сотрудничество. Какие еще страны, кроме Китая, сегодня питают интерес к сотрудничеству с Сахалинской областью?
— Индия, например. С нашими партнерами мы обсуждаем сотрудничество в сфере логистики, нефтегазовой отрасли, туризме, фармацевтике.
У индийских компаний живой интерес к Дальневосточному энергетическому форуму «Нефть и газ Сахалина», который пройдет в конце сентября. Там речь будет идти о партнерстве в нефте- и газодобывающих проектах.