Статья Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова эксклюзивно для aif.ru.
Полтысячелетия назад, в 1517 году Василий III разрешил Аникею Строганову организовать солеваренный промысел в Соли Вычегодской — там, где сегодня Архангельская область. К середине шестнадцатого века Строгановы управляли не только промыслами, но и крепостями, поселениями, и имели собственную армию, выполняя для Ивана Грозного функцию развития территорий и сбора налогов без «оперативного» участия государства. В погоне за солью, пашней, а главное, «мягкой рухлядью» (пушниной), спонсировали амбициозные экспедиции, с одной из которых под руководством Ермака началась официальная летопись расширения России на восток. В семнадцатом веке Ерофей Хабаров, Василий Поярков и Семен Дежнев проложили пути от Урала до Амура и Тихого океана. Интересно, что все они, как и Строгановы, были родом из Поморья — таким образом, традиция синхронного развития Арктики и Дальнего Востока имеет глубокие корни.
На протяжении четырех столетий на громадных восточных территориях, превышающих по размеру любое из мировых государств, кроме самой России, мы прокладывали пути, добывали ресурсы, торговали с соседями, держали границу и привлекали население. Каждый раз, словно обладая хрустальным шаром с картиной будущего, Россия угадывала траекторию истории и совершала на востоке ровно те шаги, которые позволяли удержать воедино и укрепить российское государство вопреки всем вызовам. Мегапроекты по строительству Транссиба и БАМа, Мурманска и Норильска, Главсевморпути, городов и гидроэлектростанций в тайге, на этапе замысла казавшиеся неподъемными, в итоге проявились как бесценные и в экономическом, и в стратегическом смыслах. В двадцать первом веке в этот же ряд встанут инициированные Владимиром Путиным судоверфь «Звезда», космодром Восточный, новые дороги, мосты и погранпереходы и многое другое.
«Подъем Сибири и Дальнего Востока — наш национальный приоритет на весь двадцать первый век», — сказал Президент России в послании федеральному собранию в декабре 2013 года. Тогда же он поручил создать сеть территорий опережающего развития и предоставить льготы для новых производств, чтобы стимулировать опережающий рост экономики Дальнего Востока. Скоро этому поручению исполнится десять лет. Что удалось достичь и какие вызовы еще нужно преодолеть?
Во-первых, слова Президента — не фигура речи. В них буквально содержится указание на то, что на половине площади России, где сосредоточена большая часть наших природных богатств, пока еще не полноценно обустроена жизнь, не хватает инфраструктуры, мало людей. И развернуть такое положение вещей на территории размером с континент занимает время, это работа поколений.
Во-вторых, жизнь расставила географические акценты. «Сибирь и Дальний Восток» — собирательный образ большой и богатой земли, у которой многое еще впереди. Но при внимательном взгляде на структуру экономики, бюджетную обеспеченность и транспортную доступность становится очевидным, что ДФО все-таки — отдельный мир. К которому в 2018 году присоединились Бурятия и Забайкалье, вобравшие в себя все характерные вызовы как Сибири, так и Дальнего Востока. Распространение с 2019 года дальневосточных подходов на Арктику также является точным решением. Помимо схожих социально-экономических условий, между ДФО и АЗРФ множество связей — от транспортных (СМП) и хозяйственных (Северный завоз) до культурных (КМНС), исторических (см. выше) и ментальных. «На севера» (что на Ямал, что в Якутию) у нас всегда двигались похожие люди с похожей мотивацией.
Сухие цифры первой десятилетки «работы всего двадцать первого века» выглядят неплохо. ТОРами, Свободным портом Владивосток (СПВ) и другими мерами господдержки воспользовались почти 3 тысячи инвесторов, направляющих в экономику Дальнего Востока более 7,7 триллионов рублей. Из них 3,4 триллиона рублей уже проинвестировано, введено 673 новых предприятия, на которых работает 125 тысяч человек. Средняя зарплата в ТОР и СПВ составляет 92 тыс руб — на треть выше, чем в среднем по ДФО (и на 45% выше среднероссийской). Инвестиционное оживление позволило нарастить основной капитал: инвестиции в него выросли за 10 лет на 39% — темп в три раза выше, чем по в-целом по стране (13%). Отдельные отрасли на Дальнем Востоке показали взрывной рост: добыча угля в 3 раза (до 91 млн тонн), агрокомплекс в 2,5 раза (до 321 млрд руб), добыча золота почти в 2 раза (до 175 тонн). Дальневосточная ипотека толкнула строительный сектор — ввод жилья удвоился за 5 лет, в 2023 году ожидаем рекордные 4,5 млн м2. Геополитический тайфун принес в специальный административный режим (САР) на о. Русский почти 5 триллионов рублей капитала — в родную гавань вернулись из офшоров 61 холдинг. Владивосток, Хабаровск и Сахалин получили новые аэропорты, в ближайшие 3 года они появятся в остальных столицах регионов ДФО, кроме двух. Развитие Дальнего Востока стало важным приоритетом и для Парламента, и для Правительства — за 10 лет принято 75 федеральных законов и более 400 актов Правительства.
С 2018 года в дополнение к мерам по созданию конкурентных условий для бизнеса запущен ряд социальных программ, направленных на повышение качества жизни людей. 77 тысяч семей взяли льготную ипотеку, почти 120 тысяч — бесплатные участки земли, более 5 миллионов человек воспользовались льготными авиабилетами. Созданы и отремонтированы более полутора тысяч школ, садов, поликлиник, объектов культуры и спорта по единой Президентской субсидии. 82 дальневосточных города получили федеральные гранты на благоустройство. Постепенно стали меняться настроения дальневосточников. Если в 2015 году в репрезентативной выборке желание уехать из Дальнего Востока высказывали 43% респондентов, то в 2023-м — 36%.
Однако полностью преодолеть копившиеся десятилетиями деформации в инфраструктуре и социальной сфере, доставшиеся в наследие от расточительной советской экономики, пока не удалось. Если каждый третий житель региона все еще размышляет об отъезде, значит, необходимы дополнительные шаги и стимулы.
Современное общество предполагает качество жизни, немыслимое ни для одного поколения до нас. Мне приходилось быть в чуме оленевода в НАО, где его внучка смотрела мультики по спутниковому ТВ; здоровье сердца жителей заполярных улусов контролируют удаленно из ультра-современного кардиоцентра в Якутске; в новых школах, построенных в небольших поселках по нацпроекту «Образование» — интерактивные доски и современные лаборатории по физике и химии. В поселке Талая в 280 км от Магадана открывают санаторий с немецким спа-оборудованием и растят клубнику в голландских теплицах. Правда, если спросить у Google маршрут от г. Магадан до Талой, выдаст ошибку «нет дорог». Родной Яндекс умнее — обещает добраться за 5 часов, но предупреждает: «на пути есть плохая дорога». Дороги, медицина и образование — в топ-4 проблем дальневосточников в любом соцопросе. На первом месте всегда достойная зарплата. Действительно, любые региональные надбавки перекрываются более высокими ценами, а цены таковы из-за логистики. Килограмм помидоров в столице Камчатки стоит 500 рублей, в столице России — 150. Не только на Камчатке говорят про остальную страну «на материке»: из 1813 населенных пунктов ДФО 1718 — удаленные, труднодоступные и малые с населением менее 20 тысяч человек. В них проживает более 3 миллионов дальневосточников, почти 40% от населения ДФО. Организация их снабжения — настоящий квест, зачастую сочетающий ж/д, море, реку и автозимник и занимающий до полутора лет. Отсюда стереотип «далеко и дорого».
Вместо «далеко и дорого» любой нормальный человек хочет жить «комфортно» и — особенно молодежь — «интересно». Для создания новых, более комфортных условий жизни, по поручению Президента на Дальнем Востоке проводится системная работа, аналогов которой не было в России: реновация 22 ключевых городов, в которых проживает половина населения ДФО (4 млн человек). В этих городах, от столицы округа Владивостока, до столиц БАМа Северобайкальска и Тынды, отработали лучшие российские урбанисты и архитекторы, которые подготовили планы преобразований на десятилетие вперед; почти все лично посетил помощник Президента РФ Максим Орешкин, они прошли несколько раундов защиты у полпреда Юрия Петровича Трутнева, и под эгидой Минвостокразвития сквозь согласования во всех органах власти. В финале мастер-планы заслушивает лично Президент РФ — начиная с Петропавловска-Камчатского год назад и завершая марафон Хабаровском и Владивостоком на грядущем восьмом ВЭФ. По поручениям Президента Правительство принимает долгосрочные планы развития городов с конкретными объектами, стоимостью и сроками создания. Общий объем инвестиций во все 22 города оценивается в 2,1 триллиона рублей до 2030 года, из которых 1,2 триллиона из федерального бюджета, остальное — из региональных и внебюджетных источников. Будут применены инструменты Дальневосточной концессии, специальных казначейских кредитов, облигации Дом.рф, льготное финансирование ВЭБ.РФ. Этот каркас обновленных городов Дальнего Востока должен создать комфортную среду не только для жителей самих 22 городов, но и для остальных дальневосточников, все еще думающих о переезде «на материк».
Что касается «интересно». Расширение России, освоение новых земель, строительство городов и новых отраслей, прокладка путей между Европой и Азией — безусловно, было интересно во все времена. И на Дальнем Востоке, перефразируя Фрэнсиса Фукуяму, «конец истории» еще точно не наступил. Там без сомнения еще будут появляться новые города, создаваться новые отрасли и новые дороги между Востоком и Западом. Наша задача — ускорить этот процесс, сделать это делом нынешних, а не будущих поколений. Мы видим живой отклик среди молодых — студентов дальневосточных вузов, куда с 2015-го по 2022-й в три раза выросло количество поступивших из вне ДФО, то есть приехавших на Дальний Восток; будущих госуправленцев, как в программе Муравьев-Амурский с конкурсом 60 человек на место за право пройти год интенсивного обучения и заступить на госслужбу на Дальнем Востоке.
Дальний Восток — самая большая и, позволю себе такое утверждение, самая сложная часть России. Но и потенциал для изменений, созидания здесь самый высокий. У региона есть многое из того, чего почти не осталось нигде больше на планете — нетронутая природа, свободная земля, пресная вода (более 10% мировых запасов), лес (также 10% от мира), полезные ископаемые и громадные рынки по соседству. Запущен маховик развития экономики — крупнейшие проекты только готовятся начать свою работу, а до выхода на проектную мощность, выплаты кредитов и завершения налоговых каникул пройдут еще 5-7-10 лет. Но, заработав в полную мощь, такие гиганты как Амурский газовый кластер, Удокан, Баимка, Малмыж, Озерное и другие обеспечат достойные доходы и для бюджета, и для дальневосточников, на несколько поколений вперед. Опираясь на заложенный уже сейчас экономический фундамент, обновив свои города, Дальний Восток уйдет от стереотипа «далеко и дорого» к формуле «достойно и интересно», продолжая полутысячелетнюю традицию созидательного развития с запада на восток.