Примерное время чтения: 10 минут
464

Мы — северная держава. Министр Чекунков о том, что происходит в Арктике

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. Вопрос ремнём 12/06/2024
Глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. АиФ

Дом, досуг и достаток — три главных козыря, которые помогут превратить российскую Арктику в процветающий регион. Что надо сделать, чтобы эти «Три Д» сыграли, aif.ru на Петербургском экономическом форуме рассказал глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Алексей Дуэль, aif.ru: — Алексей Олегович, лето — время северного завоза. Он теперь проходит по новым правилам. Что изменится для северян? Срывов поставок не будет?

Алексей Чекунков: — Мы когда принимали закон, действовали по врачебной заповеди «не навреди». Ничего не рушим, но постепенно добавляем новые механизмы, чтобы эти поставки были более предсказуемыми, надежными и прозрачными. Раньше как могло быть: есть в одном северном регионе свой уголь. Но для завоза на арктические территории чиновники топливо для котелен почему-то закупают в Хакасии. В результате составы везут его в Мурманск, там перевалка на суда, потом еще одна перегрузка на речные баржи, на машины — и по зимникам на склад. В результате 90% стоимости пришлось на логистику. Или в один год мы вдруг почти без судов остались — пароходства получили более выгодные предложения на доставку контейнеров в Азию. Тогда еле-еле успели в самом конце навигации все нужное затянуть. Теперь вместо всего этого будет трехлетний план, за его реализацию отвечает единый морской оператор — корпорация Росатом. В перспективе любой человек сможет посмотреть, кто, что, где и по какой цене закупил. Цены на товары в северных магазинах от этого станут более стабильными и понятными, никто наживаться на дефиците не сможет.

Алексей Чекунков.
Алексей Чекунков. Фото: АиФ

— Эти изменения люди ощутят уже ближайшей зимой?

— Закон себя полноценно сможет проявить только через несколько лет, может, пять. Уже в начале следующего года запустим систему, по которой можно будет отследить все поставки в рамках северного завоза.

— Может, все это лишнее? Зачем людям жить в суровой Арктике?

— Потому что они хотят там жить. Лучшее подтверждение этого — впервые за долгие годы в Арктике всплеск строительства нового жилья. Значит, квартиры там будут лучше и дешевле. Получится так же, как было на Дальнем Востоке, где мы в 2019 году по поручению президента России запустили дальневосточную ипотеку. До этого — в 2018 году — там строили по 2,5 млн кв. м жилья в год, сейчас одновременно возводят 6 млн кв. м. И цена на недвижимость впервые за долгое время опустилась ниже средних для страны значений. Раньше говорили, мол, далеко, бетона не хватает, стройматериалы привезти сложно и так далее. Но вот прошло пять лет специальной ипотечной программы — пожалуйста: средняя по России цена квадратного метра — 167,5 тыс. руб., по Дальнему Востоку — 147,5 тыс. руб. В Арктике ожидаем такого же эффекта. Мурманская и Архангельская область — два крупнейших арктических региона — на ПМЭФ подписали соглашения на возведение 600 тыс. кв. метров жилья. И это только начало.

— Какие условия для заемщиков по арктической ипотеке?

— Ставка — 2%, первоначальный взнос — 20%. Уникальное предложение, такое есть только в Арктике и на Дальнем Востоке, больше нигде не сохранилось.

Алексей Чекунков.
Алексей Чекунков. Фото: АиФ

— Считаете, измученные «квартирным вопросом» россияне ради такой ипотеки поедут жить в суровые условия?

— Да, доступное разнообразное жилье — важный фактор для привлечения людей. Хотя, понятно, что Арктика подходит не для всех. Но если человек хочет делать грандиозные дела, жить вблизи с по-настоящему грандиозной природой, чтобы его соседи тоже были грандиозными людьми, то все условия для переезда мы для него создадим. Северяне вообще особые люди. Мощь Северного Ледовитого океана, завораживающие полярные дни и полярные ночи, суровость тундры — это все захватывает. Это даже туристы замечают — по опросам, 97% съездивших в отпуск в Арктику остаются довольными своими турами. Вообще, главными для того, чтобы люди приехали сюда, должны быть три фактора: дом, достаток и досуг. То есть доступное и качественное жилье, достойная зарплата за интересную работу и возможность полноценного досуга. Мы это называем принципом «Трех Д». И успешный опыт крупных компаний, которые работают на Севере и привлекают туда первоклассных специалистов, показывает: это работает.

— Дома на Севере строить начинаете, досуг, наверное, организовать тоже получится. А что с доходом? Где сейчас в Арктике можно хорошо заработать?

— Режимы преференций для северных территорий обеспечили 2 трлн рублей заявленных инвестиций, больше четверти этой суммы уже реально вложены. В Арктике сейчас строят 840 новых заводов, комбинатов, различных производств. Развиваются и мегапроекты, и средний бизнес, и небольшие фирмы. Всем найдется и дело, и заработок. Причем это современные рабочие места, хорошо оснащенные, с развитой культурой производства и высоким уровнем безопасности труда. Если шахта, то такая, что на глубину 360 метров (высота Эйфелевой башни, только перевернутой!) можно проехать на высоком микроавтобусе, причем он на этом горизонте еще и развернется спокойно. И там действительно громадная зарплата у горнопроходчиков: и у инженеров, и у рабочих. А есть еще центр по строительству крупных морских сооружений, плавучий завод по сжижению природного газа, огромные кораблестроительные заводы, где строят одновременно по шесть атомных подлодок, удивительные целлюлозно-бумажные комбинаты. На юге Якутии из Нерюнгри к Тихому океану строят невиданными темпами первую в России частную железную дорогу. На Чукотке развивают Баимскую рудную зону. Оцените масштаб: чтобы ее обеспечить энергией, там строят четыре плавучих АЭС! Да, пока все это — стройки. Но пройдет каких-нибудь пять лет, и все заработает. Причем во всем этом можно взять и самому поучаствовать. Ведь для человека важно быть занятым интересным делом, чтобы оно тебя наполняло. Кто гонится только за зарплатой и карьерой, обычно проигрывают. А выигрывают те, кто идет по зову сердца, работает с удовольствием и самоотдачей. Они и зарабатывают хорошо, и большими людьми становятся. Таким людям будет очень хорошо на Севере. А мы все условия для этого создадим.

— Не накроет все эти ваши планы медным тазом глобальное потепление? Климат меняется, вечная мерзлота тает. Не потонут в раскисшей тундре все эти заводы вместе с новыми кварталами красивых домов?

— Мы обязательно должны учитывать все риски, в том числе климатические. Ученые считают, что за 25 лет несущая способность грунтов в Арктике станет вдвое меньше. Поэтому надо применять технологии, которые позволяют строить на тающей вечной мерзлоте хоть железные дороги, хоть огромные промышленные предприятия, хоть города. Надо ими пользоваться. Вести мониторинг изменения окружающей среды и адаптироваться к ним. Мы — северная держава, почти вся Россия — это Север. Справимся, научимся, разработаем — и останемся великой Северной державой.

— Зато потепление Арктики сильно облегчает проводки судов по Северному морскому пути (СМП). Как тут все развивается?

— России сейчас, как при Петре Первом, надо построить новый флот. Флот судов ледового класса. Такие суда больше нигде в мире в таком количестве не нужны — только мы во льдах собираемся за 12 лет перевезти 2 млрд тонн грузов. У нас просто нет столько верфей, чтобы построить такое количество судов. Поэтому идут переговоры с Китаем, Индией, другими странами, где такие производственные мощности есть. Но пока мы немного тут отстаем в темпах производства теплоходов. А вот с ледоколами, производство которых на 95% локализовано у нас в стране, идем строго по графику. Но ледобойное судно — это как локомотив на железной дороге: если он следует резервом, без прицепленных к нему сзади вагонов, особой пользы от такого рейса не будет. И по СМП тоже должен идти караван. Мы предполагаем разбить всю трассу на пять участков, где ледоколы будут курсировать шаттлами: провел суда по своей зона с запада на восток до следующего сектора, забрал оттуда другие теплоходы, вернулся обратно. И так далее. Только так можно организовать интенсивную навигацию по СМП. Но для этого надо в ближайшие пять лет кратно увеличить число судов ледового класса. Это будут и танкеры для нефти и газа, и контейнеровозы, и сухогрузы, и аварийно-спасательные суда, буксиры и так далее, и тому подобное. Параллельно развивать порты и береговую инфраструктуру, чтобы моряки могли быстро и безопасно доставлять грузы получателям с минимальными издержками. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах