Примерное время чтения: 9 минут
470

Карт-бланш общественникам. Как в Югре работают над брендом региона?

Точка отсчёта

В представлении большинства их нас освоение земель, на которых сейчас расположен Ханты-Мансийский автономный округ Югра, началось только в прошлом веке. Да и как иначе, если туда «только самолётом можно долететь»?! А между тем, находки археологов говорят, что в XVII веке на Севере Сибири была популярна игра в… шахматы. Да-да, шахматы тех времён найдены во многих городках.

Ну, а первое летописное упоминание об этих землях даёт ещё «Повесть временных лет». Там в рассказе о походе дружинника, новгородского боярина Гюряты Роговича, за данью Новгороду говорится, что пошёл он «в землю Югорскую. Югра же это люди с языком непонятным, и соседствуют они с самоядью в северных странах». А местные жители рассказывали дружиннику новгородского князя ещё и о северных землях, где высокие горы граничат с морем и живут заключенные в горы люди.

В Югре более 5 тыс. археологических памятников. Летом этого года студенты Сургутского госуниверситета под руководством доцента кафедры всеобщей истории и археологии Александра Кенига нашли материальные свидетельства связей местных жителей эпохи раннего средневековья с Новгородом. Они проводили раскопки в городище Шеркалы Октябрьского района. Оружие, орудия труда, украшения, а также архитектура…

«Аналоги жилых конструкций в Шеркалах я видел на территории археологических памятников этого же времени, а именно XII-XIV веков, в Новгородской и Псковской областях», рассказал Кениг. 

Фото: Официальный штаб правительства Югры

«Многовековая Югра»

«Многовековая Югра» так называется научно-просветительский проект, стартовавший в округе в юбилейном году. Это была инициатива общественников, которую поддержала губернатор Югры Наталья Комарова. Проект объединил в себе прежде разрозненные действия от краеведческой викторины до молодёжного исторического бала, придав им синергетический эффект. Одна из его главных частей издание «Академической истории Югры».

8 томов об истории югорской земли с древних времён до наших дней. В октябре на Всероссийской научной конференции «Археология Севера России: Югра волость Новгорода Великого XI-XV вв.» учёные Сургутского госуниверситета рассказали, что уже собрано для будущей энциклопедии.

«Югра достойна своей академической истории, и наши учёные уже работают в этом направлении. Дата 900 лет подтверждена нашими исследователями», сказал директор Института российской истории РАН Юрий Петров, возглавивший редакционный совет энциклопедии.

Более 100 учёных, экспертов и общественников трудятся над её созданием историки и археологи, этнографы и экономисты, специалисты в других областях знания. Работают в архивах, ведут раскопки. По мнению замдиректора Института российской истории РАН Сергея Журавлёва, Югра может стать одним из первых российских регионов, академическая история которого будет написана как междисциплинарный проект.

Материалы, которые войдут в «Академическую историю Югры», станут в свою очередь основой для некоторых частей новой 20-томной «Истории России», разработкой которой по поручению президента страны занимаются учёные РАН.

Кстати, сам президент во время своего визита в Югру в октябре этого года, прямо с трапа самолёта отправился в местный Музей природы и человека старейший в автономном округе краеведческий музей. Там ему рассказали о проекте «Многовековая Югра» и подготовке в рамках него академической энциклопедии. «Хорошая идея, а главное — нужная», ответил на это Владимир Путин.

Фото: Официальный штаб правительства Югры

«Сделано в Югре»

Югра уже давно известна за пределами округа и даже страны по кинофестивалю «Дух огня» и как место проведения мировых состязаний по биатлону. Но этого мало. Нужна серьёзная и системная работа в том направлении, которое сегодня называют территориальным маркетингом и брендингом.

Важная задача на этом пути создание визуального образа региона. И конечно, лучше, когда решают её не только чиновники, но и общество. Каким должен быть образ Югры, обсуждали на форуме по брендингу и маркетингу, состоявшемся в конце ноября.

«Наша задача на этом форуме мотивировать людей на обретение смысла взаимного сотрудничества внутри самого сообщества. А маркетинг — это инструмент, позволяющий конвертировать эти смыслы в какую-то конкретную сферу», — отметил исполняющий обязанности директора департамента общественных и внешних связей Югры Константин Репин.

Концепция развития территориального маркетинга и брендинга в Ханты-Мансийском автономном округе, которую в этом году приняло правительство Югры, это документ, где прописаны как задачи, так и механизмы продвижения окружного бренда.

«С ростом глобализации, говорится в нём, появился новый тип конкуренции территориальный. Субъекты Российской Федерации конкурируют за привлечение человеческого ресурса и инвесторов. Территориальный маркетинг создаёт привлекательные условия для проживания людей и ведения предпринимательства в Югре».

Второй причиной территориального маркетинга и брендинга документ называет туризм, «способный принести существенные доходы в бюджет Югры и бюджеты муниципальных образований». Кроме того, среди туристов могут оказаться люди, которые захотят переехать в Югру работать здесь, развивать предпринимательство или инвестировать в развитие округа. Ну, а «позитивные эмоции туристов от пребывания в автономном округе могут положительно сказаться на дальнейшем инфраструктурном развитии Югры».

Третья причина это поддержка местных производителей. «Развитие рынка товаров и услуг в совокупности с добавленной стоимостью от продвинутого бренда территории способно увеличить доходы как самих производителей, так и государства», сказано в концепции. Губернатор уже поручила Фонду поддержки экспорта обеспечить продвижение товаров под брендом «Сделано в Югре» на крупнейших электронных торговых площадках.

Как местные товары работают на региональный брендинг, все поняли, когда Владимир Путин, прибывший из Ханты-Мансийска в Стамбул, вручил президентам Турции, Германии и Франции копчёный муксун, кедровые орешки и морошку. И вскоре на выставке «Товары земли югорской» эти местные вкусности презентовали уже как «президентский набор».

Фото: Официальный штаб правительства Югры

Вместе с общественностью

В Югре есть одно важное отличие в подходе к продвижению своего региона. Основатель сети Центров прикладной урбанистики Святослав Мурунов определил его так: «Обычно происходит все просто: губернатор на аппаратном совещании даёт указание проработать бренд региона для привлечения туристов из других городов и стран нам, федералам. И мы люди, не так хорошо знающие историю этой территории, начинаем «раскапывать бриллианты». В Югре же всё иначе: власть дала карт-бланш общественникам, которые как никто другой знают все изюминки и уникальные факты, которые и могут стать брендом, интересным для туристов извне».

В конце ноября в округе прошёл первый форум по брендингу и маркетингу Югры. В рамках него состоялись стратегические сессии, в которых участвовали представители региональных властных органов, муниципалитетов округа, а также эксперты – ведущие урбанисты, архитекторы, дизайнеры, специалисты в области общественных связей, учёные, краеведы, общественники. Всего – более 250 человек.

Они обсуждали перспективы развития территориальных брендов и возможности управления ими, разработку брендбука города, создание визуальной среды городского пространства и др. В течение следующего года запланировано ещё несколько туров таких сессий.

«Мы готовы поддерживать все идеи, а особенно если они точно отражают и историю родного края, и современные тенденции, и интересы большинства жителей Югры. Наша работа заключается не просто в моральном одобрении, но и в документальном сопровождении, консультациях, помощи в организации мероприятий», — говорит Инна Арканова.

На создание брендбуков городов округа отведён год. К концу 2019-го, как планируется, брендбук и направления позиционирования будут определены также для всего региона. Создаётся всё это, подчёркивают в правительстве округа, не только для туристов, количество которых растёт год от года. Главная цель повышение качества жизни всех жителей Югры.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах