Точка отсчёта
В представлении большинства их нас освоение земель, на которых сейчас расположен Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, началось только в прошлом веке. Да и как иначе, если туда «только самолётом можно долететь»?! А между тем, находки археологов говорят, что в XVII веке на Севере Сибири была популярна игра в… шахматы. Да-да, шахматы тех времён найдены во многих городках.
Ну, а первое летописное упоминание об этих землях даёт ещё «Повесть временных лет». Там в рассказе о походе дружинника, новгородского боярина Гюряты Роговича, за данью Новгороду говорится, что пошёл он «в землю Югорскую. Югра же — это люди с языком непонятным, и соседствуют они с самоядью в северных странах». А местные жители рассказывали дружиннику новгородского князя ещё и о северных землях, где высокие горы граничат с морем и живут заключенные в горы люди.
В Югре более 5 тыс. археологических памятников. Летом этого года студенты Сургутского госуниверситета под руководством доцента кафедры всеобщей истории и археологии Александра Кенига нашли материальные свидетельства связей местных жителей эпохи раннего средневековья с Новгородом. Они проводили раскопки в городище Шеркалы Октябрьского района. Оружие, орудия труда, украшения, а также архитектура…
«Аналоги жилых конструкций в Шеркалах я видел на территории археологических памятников этого же времени, а именно XII-XIV веков, в Новгородской и Псковской областях», — рассказал Кениг.
«Многовековая Югра»
«Многовековая Югра» — так называется научно-просветительский проект, стартовавший в округе в юбилейном году. Это была инициатива общественников, которую поддержала губернатор Югры Наталья Комарова. Проект объединил в себе прежде разрозненные действия — от краеведческой викторины до молодёжного исторического бала, — придав им синергетический эффект. Одна из его главных частей — издание «Академической истории Югры».
8 томов об истории югорской земли с древних времён до наших дней. В октябре на Всероссийской научной конференции «Археология Севера России: Югра — волость Новгорода Великого XI-XV вв.» учёные Сургутского госуниверситета рассказали, что уже собрано для будущей энциклопедии.
«Югра достойна своей академической истории, и наши учёные уже работают в этом направлении. Дата 900 лет подтверждена нашими исследователями», — сказал директор Института российской истории РАН Юрий Петров, возглавивший редакционный совет энциклопедии.
Более 100 учёных, экспертов и общественников трудятся над её созданием — историки и археологи, этнографы и экономисты, специалисты в других областях знания. Работают в архивах, ведут раскопки. По мнению замдиректора Института российской истории РАН Сергея Журавлёва, Югра может стать одним из первых российских регионов, академическая история которого будет написана как междисциплинарный проект.
Материалы, которые войдут в «Академическую историю Югры», станут в свою очередь основой для некоторых частей новой 20-томной «Истории России», разработкой которой по поручению президента страны занимаются учёные РАН.
Кстати, сам президент во время своего визита в Югру в октябре этого года, прямо с трапа самолёта отправился в местный Музей природы и человека — старейший в автономном округе краеведческий музей. Там ему рассказали о проекте «Многовековая Югра» и подготовке в рамках него академической энциклопедии. «Хорошая идея, а главное — нужная», — ответил на это Владимир Путин.
«Сделано в Югре»
Югра уже давно известна за пределами округа и даже страны по кинофестивалю «Дух огня» и как место проведения мировых состязаний по биатлону. Но этого мало. Нужна серьёзная и системная работа в том направлении, которое сегодня называют территориальным маркетингом и брендингом.
Важная задача на этом пути — создание визуального образа региона. И конечно, лучше, когда решают её не только чиновники, но и общество. Каким должен быть образ Югры, обсуждали на форуме по брендингу и маркетингу, состоявшемся в конце ноября.
«Наша задача на этом форуме мотивировать людей на обретение смысла взаимного сотрудничества внутри самого сообщества. А маркетинг — это инструмент, позволяющий конвертировать эти смыслы в какую-то конкретную сферу», — отметил исполняющий обязанности директора департамента общественных и внешних связей Югры Константин Репин.
Концепция развития территориального маркетинга и брендинга в Ханты-Мансийском автономном округе, которую в этом году приняло правительство Югры, — это документ, где прописаны как задачи, так и механизмы продвижения окружного бренда.
«С ростом глобализации, — говорится в нём, — появился новый тип конкуренции — территориальный. Субъекты Российской Федерации конкурируют за привлечение человеческого ресурса и инвесторов. Территориальный маркетинг создаёт привлекательные условия для проживания людей и ведения предпринимательства в Югре».
Второй причиной территориального маркетинга и брендинга документ называет туризм, «способный принести существенные доходы в бюджет Югры и бюджеты муниципальных образований». Кроме того, среди туристов могут оказаться люди, которые захотят переехать в Югру — работать здесь, развивать предпринимательство или инвестировать в развитие округа. Ну, а «позитивные эмоции туристов от пребывания в автономном округе могут положительно сказаться на дальнейшем инфраструктурном развитии Югры».
Третья причина — это поддержка местных производителей. «Развитие рынка товаров и услуг в совокупности с добавленной стоимостью от продвинутого бренда территории способно увеличить доходы как самих производителей, так и государства», — сказано в концепции. Губернатор уже поручила Фонду поддержки экспорта обеспечить продвижение товаров под брендом «Сделано в Югре» на крупнейших электронных торговых площадках.
Как местные товары работают на региональный брендинг, все поняли, когда Владимир Путин, прибывший из Ханты-Мансийска в Стамбул, вручил президентам Турции, Германии и Франции копчёный муксун, кедровые орешки и морошку. И вскоре на выставке «Товары земли югорской» эти местные вкусности презентовали уже как «президентский набор».
Вместе с общественностью
В Югре есть одно важное отличие в подходе к продвижению своего региона. Основатель сети Центров прикладной урбанистики Святослав Мурунов определил его так: «Обычно происходит все просто: губернатор на аппаратном совещании даёт указание проработать бренд региона для привлечения туристов из других городов и стран нам, федералам. И мы — люди, не так хорошо знающие историю этой территории, — начинаем «раскапывать бриллианты». В Югре же всё иначе: власть дала карт-бланш общественникам, которые как никто другой знают все изюминки и уникальные факты, которые и могут стать брендом, интересным для туристов извне».
В конце ноября в округе прошёл первый форум по брендингу и маркетингу Югры. В рамках него состоялись стратегические сессии, в которых участвовали представители региональных властных органов, муниципалитетов округа, а также эксперты – ведущие урбанисты, архитекторы, дизайнеры, специалисты в области общественных связей, учёные, краеведы, общественники. Всего – более 250 человек.
Они обсуждали перспективы развития территориальных брендов и возможности управления ими, разработку брендбука города, создание визуальной среды городского пространства и др. В течение следующего года запланировано ещё несколько туров таких сессий.
«Мы готовы поддерживать все идеи, а особенно если они точно отражают и историю родного края, и современные тенденции, и интересы большинства жителей Югры. Наша работа заключается не просто в моральном одобрении, но и в документальном сопровождении, консультациях, помощи в организации мероприятий», — говорит Инна Арканова.
На создание брендбуков городов округа отведён год. К концу 2019-го, как планируется, брендбук и направления позиционирования будут определены также для всего региона. Создаётся всё это, подчёркивают в правительстве округа, не только для туристов, количество которых растёт год от года. Главная цель — повышение качества жизни всех жителей Югры.