Госдума рассматривает сегодня президентский законопроект, ужесточающий условия получения финансирования политическими партиями. Эксперты напоминают, что в России принятие закона ещё не говорит об обязательности его исполнения, и новые требования обязательно будут нарушаться.
Согласно готовому к окончательному принятию закону, перечень организаций, от которых будет запрещено получать финансирование политическим партиям, дополняется некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента. Кроме того, политическим партиям и их региональным отделениям будет запрещено заключать какие-либо сделки с иностранными государствами и юрлицами, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Под запрет попадают также международные организации и общественные движения и вообще все потенциальные жертвователи денежных средств, которые в течение последнего года сами получали финансирование от представителей иностранных государств или российских компаний с иностранным участием. Автором всех перечисленных поправок стал глава комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.
В марте 2012 года был принят закон, значительно упрощающий условия регистрации политических партий в России: снизилось минимальное количество членов партии, необходимое для регистрации, а непарламентские объединения были освобождены от сбора подписных листов и внесения залога при выдвижении кандидатов. На этой волне в ЦИК хлынул целый поток заявлений на регистрацию от политических объединений самого разного толка. В июле того же года был принят резонансный закон об НКО — иностранных агентах, призванный урегулировать деятельность некоммерческих организаций, получающих финансирование из-за рубежа. Из-под действия закона тогда «выпали» только религиозные организации и НКО, созданные госкорпорациями.
Надзорные функции за соблюдением требований закона остаются за Центральной избирательной комиссией РФ. Однако при ЦИК будут созданы дополнительные контрольно-надзорные органы, для работы в которых планируется привлекать финансовых специалистов, включая сотрудников ЦБ РФ и Сбербанка. Создаваемая на время выборов контрольно-ревизионная служба будет проверять финансовые отчёты кандидатов и избирательных объединений, организовывать проверку достоверности сведений о доходах и расходах, имуществе кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, источниках получения финансовой поддержки и т. д.
Отдельное внимание надзорные органы будут уделять проверке соблюдения требований проведения предвыборной агитации и «иных мероприятий, непосредственно связанных с выборами». В случае необходимости контрольно-ревизионная служба ЦИК сможет делать запросы по интересующим вопросам как в адрес компетентных органов, так и просто граждан. При этом ответ на запрос должен быть получен в десятидневный срок, гласит закон. Если же запрос был отправлен в день голосования, то ответ и необходимые надзорному органу документы, в соответствии с законопроектом, должны быть предоставлены немедленно.
Основания для принятия столь серьёзных мер не совсем ясны. Пояснительная записка к законопроекту гласит, что он «подготовлен в соответствии с международными обязательствами РФ и рекомендациями группы государств против коррупции по теме "Прозрачность финансирования политических партий"». Однако призванный заполнить лишь пробелы в законодательстве президентский законопроект оброс множеством поправок уже в стенах Госдумы.
Документ призван также значительно увеличить штрафы за нарушения законодательства. Использовать средства иностранных жертвователей партиям будет запрещено не только при проведении мероприятий, имеющих непосредственное отношение к выборам, но и при финансировании своей повседневной деятельности. За нарушение запрета партиям будет грозить штраф от 100 до 200 тысяч рублей. При этом штрафы для самих «доброжелателей», попавших в чёрный список по закону, достигнут 300 тысяч рублей. Такой же штраф ждёт и тех, кто помогал запрещённому агенту собирать денежные средства для той или иной партии или принял деньги от третьего лица, чтобы перечислить их на счёт политического объединения.
Проще говоря, даже гражданин России или российское юрлицо не сможет перечислить пожертвования в адрес политической партии, если эти средства были получены от попадающей под запрет организации. За соблюдением требования будет строго следить «око Саурона» в лице созданного на базе ЦИК контрольно-ревизионного органа. Например, невыполнение требования об обязательном ежегодном аудите годовой бухгалтерской отчётности может стоить политической партии до 1 миллиона рублей.
Политолог и общественный деятель Дмитрий Некрасов считает, что принятие закона является непосредственным следствием применения в России сбора средств через электронные кошельки, который использовал в своей московской предвыборной кампании оппозиционер Алексей Навальный. При этом Некрасов напомнил, что такой способ получения помощи от спонсоров «изобрёл» не Навальный, а ещё кандидат в президенты США Барак Обама. На Западе эта практика распространена, в отличие от России, где власть и центризбирком хотят знать источники финансирования той или иной партии или кандидата.
Не совсем уместным считает закон политтехнолог и эксперт по выборам Андрей Миронов. По его мнению, логичнее было разрешить любое финансирование, но сделать его легальным и прозрачным, «чтобы не было серых схем и передающихся из рук в руки чемоданов с деньгами». В таком же виде закон бьёт прежде всего по малым партиям, тогда как крупные федеральные политические объединения имеют право на дополнительную поддержку из бюджета. Без помощи спонсоров источники средств к существованию для малых партий будут ограничены, а их участие в выборах федерального уровня — невозможно, считает эксперт. «Мы закручиваем крышку кипящей кастрюли. Если этот пар не выпустить, он вырвется на улицу», — сказал Миронов АиФ.ru. Создание же отдельных контрольно-ревизионных органов при избирательных комиссиях он считает «безумной» тратой денег, создать их во всех избирательных комиссиях по всей стране будет просто невозможно. «Это уже за гранью добра и зла», — заключил он.
Закон должен вступить в силу со дня его официального опубликования.