Выборы представителей органов власти разного уровня пройдут в 75 из 85 регионов России. В 14 регионах обновятся составы заксобраний, в трёх столицах субъектов (Благовещенск, Южно-Сахалинск, Анадырь) выберут мэров. Всего граждане выберут 705 депутатов законодательных собраний, более 1,6 тыс. глав муниципальных образований, свыше 41 тыс. муниципальных депутатов, а также 30 глав регионов.
«Предстоящие выборы будут конкурентными и представительными», — уверен руководитель Центра политического анализа (ЦПА) Павел Данилин. Только на 30 губернаторских мест будут претендовать 198 кандидатов. Так, например, в Псковской области на выборы главы региона выдвинулись представители «Правого дела», «Справедливой России», КПРФ, «Яблока», «Гражданской инициативы», «Единой России».
По словам политолога, муниципальный фильтр помогает выявить неспособных к серьёзной конкуренции кандидатов, так как объективно показывает, насколько эффективно работают политики на местах.
«Если ты претендуешь на главный пост в регионе, то должен озаботиться общественной поддержкой своих начинаний и инициатив. Если поддержка есть, то удаётся провести своих сторонников во власть. Таким образом получают подписи муниципалов конкуренты „Единой России“», — сказал Данилин.
Эксперт подчеркнул, что гонка за победу в региональных выборах начинается задолго до официального старта кампании, это «вопрос длительной и последовательной работы». Ярким примером служит Оксана Дмитриева, кандидат из Санкт-Петербурга, которая так и не смогла собрать необходимое количество подписей. Свою позицию питерские муниципальные депутаты объясняли тем, что не видят с её стороны конкретной работы в городе.
Муниципальный фильтр также заставил партии тщательней подходить к отбору кандидатов. Так, ЛДПР отозвала своего претендента на пост главы Оренбургской области Сергея Катасонова, к которому у правоохранительных органов появились претензии. По той же причине снял свою кандидатуру с выборов губернатора Волгоградской области коммунист Николай Паршин.
Как отметил Данилин, в то время как «Единая Россия» шла во власть на всех уровнях, другие партии ограничивались участием в федеральных выборах.
«Это неправильная логика, о чём не раз говорили и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев. Теперь ценность муниципального мандата осознана всеми партиями», — уверен политолог.
Чтобы заручиться поддержкой муниципальных депутатов, кому-то из кандидатов пришлось прибегнуть к помощи «Единой России», которая призвала своих депутатов помочь оппозиционным выдвиженцам. Так было, например, в Астраханской области, где единороссы поддержали представителя «Справедливой России» Олега Шеина.
В целом ряде областей представители «Единой России» уже не выглядят безусловными фаворитами. В Республике Алтай, к примеру, наибольшей поддержкой населения пользуется кандидат от КПРФ — Виктор Ромашкин, который на выборах мэра Горно-Алтайска набрал 37 % голосов. В Воронежской области среди претендентов на пост губернатора выделяется представитель КПРФ Константин Афишин. В Амурской области конкуренцию представителю «Единой России» составил кандидат от ЛДПР Иван Абрамов, известный жителям региона по предыдущим губернаторским выборам.
В предвыборную кампанию в этом году также активно включились представители непарламентских партий, выставив в общей сложности 102 кандидатуры.
Острой обещает быть конкуренция и за мандаты депутатов региональных законодательных собраний. В Республике Марий Эл единороссы уступают КПРФ и ЛДПР. В Хабаровском крае и Брянской области много голосов может набрать ЛДПР, где во главе списка идёт Владимир Жириновский. В Волгоградской области серьёзная борьба будет идти с представителями «Справедливой России», список которой возглавляет известный в регионе политик Алексей Михеев (сын Олега Михеева).
Эксперты уверены, что разнообразие кандидатов этого года обеспечит высокую явку избирателей.