Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству на 10 % сократить число чиновников. Своё беспокойство неуклонным ростом аппарата госслужащих в 2013 году выразил министр финансов Антон Силуанов. По его данным, за последние пять лет штат чиновников в России вырос на 100 000 человек. Между тем за последние три года их число должно было значительно сократиться.
Первая волна сокращения численности чиновников стартовала в 2011 году: в течение трёх лет планировалось уменьшить штат госслужащих на 20 % — по 5 % в 2011 и 2012 годах и 10 % в 2013 году. Насколько удалось реализовать этот план, не сообщается. «Сокращение было реализовано где-то лучше, где-то хуже, скажем прямо. Очень часто это происходит медленнее, чем мы рассчитываем», — заявил Медведев.
Закон Паркинсона
Постоянный рост числа чиновников — проблема не только российская. То, что госслужащие «размножаются» по особым законам, ещё в прошлом веке установил британский историк Сирил Норткот Паркинсон. Он проанализировал статистические данные целого ряда британских госучреждений и пришёл к заключению, что количество госслужащих в каждом из них стабильно увеличивается каждый год. И это, по словам Паркинсона, происходит «независимо от объёма работы и даже при полном её отсутствии».
Он приводит в пример британское Адмиралтейство, где с 1914 по 1928 год число чиновников выросло на 78 %. Причём работы в Адмиралтействе за эти годы не прибавилось, а наоборот, стало значительно меньше: количество кораблей сократилось на две трети, а количество моряков — на 31 %. Паркинсон отмечает, что после этого число кораблей Британского флота не увеличивалось: оно было ограничено Вашингтонским морским соглашением. Однако штат чиновников Адмиралтейства продолжал расти. Историк приводит такие данные: 1928 г. — 3569 человек, 1935 г. — 8118, 1954 г. — 33 788. Паркинсон подсчитал, что каждый год число служащих увеличивается примерно на 5–6 %, и это касалось не только Адмиралтейства, но и других госучреждений, независимо от их специфики. Выведенный британцем закон получил название «Закон Паркинсона».
Своё исследование Паркинсон опубликовал в журнале The Economist в 1955 году, позже оно вошло в его книгу «Законы Паркинсона». Там он в сатирической форме объясняет, почему чиновников с каждым годом становится больше, но работают они при этом хуже. АиФ.ru приводит выдержки книги.
1. Чиновник множит подчинённых, но не соперников
Вообразим, что некий чиновник А жалуется на перегрузку. В данном случае неважно, кажется это ему или так оно и есть. Выхода у него три. Он может уйти, может попросить себе в помощь чиновника В или может попросить двух подчинённых, С и D. Как правило, А избирает третий путь. Уйдя, он утратил бы право на пенсию. Разделив работу с равным ему чиновником В, он рискует не попасть на место W, когда оно наконец освободится. Так что лучше иметь дело с двумя подчинёнными. Они придадут ему вес, а он поделит работу между ними, причём только он один будет разбираться и в той, и в другой категории дел. Заметьте, что С и D практически неразлучны. Нельзя взять на службу одного С. Почему же? Потому что он разделил бы работу с А и стал бы равен ему, как отвергнутый В, и даже хуже, он метил бы на место А. Итак, подчинённых должно быть не меньше двух, чтобы каждый придерживал другого, боясь, как бы тот его не обскакал. Когда на перегрузку пожалуется С (а он пожалуется), А с его согласия посоветует начальству взять и ему двух помощников. Чтобы избежать внутренних трений, он посоветует взять двух и для D. Теперь, когда под его началом служат ещё и Е, F, G, Н, продвижение А по службе практически обеспечено.
2. Как возникает бумажная волокита?
Когда семеро служащих делают то, что делал один, вступает в игру фактор 2. Семеро столько работают друг для друга, что все они загружены полностью, а чиновник А занят больше, чем прежде. Любая бумага должна предстать перед каждым. Е решает, что она входит в ведение F, F набрасывает ответ и даёт его С, С смело правит его и обращается к D, а D — к G. Однако G собрался в отпуск и передаёт дело Н, который снова пишет всё начерно за подписью D и вручает бумагу С, а тот в свою очередь просматривает её и кладёт в новом виде на стол А.
3. Почему чиновники всегда «очень заняты»?
Что же делает А? Он мог бы с лёгким сердцем подписать, не читая, так как ему есть о чём подумать. Он знает, что в будущем году он займёт место W и должен решить, С или D заменит его самого. Он же решит, идти ли в отпуск G — вроде бы ещё рановато, и не отпустить ли лучше H по состоянию здоровья — тот плохо выглядит, и не только из-за семейных неурядиц. Кроме того, надо оплатить F работу на конференции и отослать в министерство прошение Е о пенсии. Кроме того, А слышал, что D влюблён в замужнюю машинистку, а G, неизвестно почему, поссорился с F. Словом, А мог бы подписать, не читая. Но не таков А. Как ни терзают его проблемы, порождённые самим существованием его коллег, совесть не позволит ему пренебречь долгом. Он внимательно читает документ, вычёркивает неудачные абзацы, привнесённые С и H, и возвращает его к тому виду, который был избран изначально разумным (хотя и склочным) F. Правит он и стиль — никто из этих юнцов языка своего толком не знает, — и в результате мы видим тот вариант, который создал бы А, если бы С, D, Е, F, G и H вообще не родились. Но вариант этот создало множество людей, и ушло на него немало времени. Никто не отлынивал от работы, все старались.