С 1 января 2021 г. в Китае вступил в силу Гражданский кодекс, в нём помимо прочего прописана «Система социального кредита».
Согласно ей, каждому гражданину Китая будет выдан персональный «социальный рейтинг». Граждане с высокими баллами в этой системе имеют привилегии, граждане с низкими баллами могут быть поражены в некоторых правах с перспективой вылететь в категорию лиц второго сорта.
Александр Лукин, руководитель Департамента международных отношений НИУ ВШЭ:
— Система эта обкатывалась в 40 городах Китая в течение последних 5 лет. Там было установлено большое количество камер с технологией распознавания лиц. Камеры фиксируют малейшие правонарушения или, наоборот, благородные поступки, личность человека устанавливается, после чего ему присуждаются или, наоборот, вычитаются баллы. Баллы можно получить за волонтёрство, благотворительность, сдачу донорской крови, поддержку правительства в соцсетях и др. Высокий рейтинг поможет сделать карьеру или быстрее получить госжильё, откроет лёгкий доступ к банковским кредитам, обеспечит бесплатное посещение спортзала или проезд в общественном транспорте.
Вычесть баллы могут за нарушение правил дорожного движения, участие в протестах, распространение фейков в интернете, за неудовлетворительную помощь пожилым родственникам. И конечно, за преступления. Человеку с низким рейтингом закроют доступ на госслужбу и к разным соцуслугам. Появятся и позорные списки, из которых о нарушителях смогут узнать работодатели и знакомые.
Новая система помогала китайским властям не допускать распространения эпидемии. Малейшие попытки нарушить карантин мгновенно пресекались, а правонарушители наказывались. В тех городах, где систему социального кредита испытывали, особых нареканий она не вызывала. Однако некоторые наблюдатели опасаются, что она может превратиться в аналог «Большого брата» — когда государство всё время следит за своими гражданами. Впрочем, пока оснований утверждать это у нас нет.
Другой вопрос, может ли такая система работать где-то ещё, кроме Китая? Не уверен, что в России она может прижиться. Всё-таки наш менталитет совсем иной. Если китайцы в большинстве своём исполнительные и законопослушные, то у нас люди очень высоко ценят личную свободу. Это можно было заметить в том числе и по тому, насколько чётко некоторые наши граждане выполняли карантинные предписания. Поэтому попытка ввести подобную систему в России может привести к тому, что у нас появится огромное количество людей с низким рейтингом и поражением в правах.
Хотя отдельные элементы китайской системы уже используются и у нас. Например, списки «воздушных хулиганов», которые составляют авиакомпании, или списки должников. Это, пожалуй, и есть тот максимум, который возможен в России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции