Примерное время чтения: 5 минут
11062

Южный поток для Болгарии или для Турции?

Алексей Мухин.
Алексей Мухин. РИА Новости

Для того чтобы остановить «Южный поток», в своё время понадобился даже небольшой государственный переворот — смена правительства в Болгарии в результате народных волнений, подозрительно точно по времени совпавших с последней стадией оформления документальной базы проекта.

Новое правительство Бойко Борисова, несмотря на подписанные ранее соглашения, утверждённые планы и сметы, решительно «отыграло» ситуацию назад, вызвав недоумение у других участников проекта: «Южный поток» был настолько экономически выгоден Болгарии, что у них в голове не укладывалось, как можно отказаться от уже практически реализуемого мероприятия.

Тем не менее отказ был юридически оформлен и повлёк за собой серьёзные убытки не только для Болгарии, но и для остальных акционеров. Серьёзнее всего, конечно, пострадал «Газпром», в этот период испытавший на европейском направлении своей деятельности ещё целый ряд чувствительных, в том числе и имиджевых, ударов.

Болгария же получила, как и многие европейские страны, присоединившиеся к так называемым «антироссийским санкциям», социально-экономическую турбулентность и вслед за ней и относительную политическую нестабильность. Дело в том, что страны Восточной и Центральной Европы, да и отчасти северной, оказались гораздо более зависимыми от торгово-экономических связей с Россией, чем это представлялось ранее их политикам.

Конечно, ситуацию усугубил и общеевропейский кризис безопасности, связанный с наплывом мигрантов и увеличением вероятности террористических атак, и замедление темпов роста европейской экономики, и неоправдавшиеся ожидания Болгарии на компенсацию понесённых убытков, в том числе и из-за приостановки строительства АЭС «Белене».

Стоит отметить, конечно, что Болгария быстро стала территорией, неблагоприятной для мигрантов, и их туда попало не так много. В свою очередь, это было связано с усилением военного присутствия НАТО в этой стране, увеличением напряжённости в черноморской акватории. Конспирологически рассуждая, можно предположить, что этот регион как сфера особенной заботы НАТО в преддверии цикла масштабных учений был «ограждён» от мигрантов извне.

Так что изменилось в отношении «Южного потока»?

Скорее всего, немного оказалось подкорректировано восприятие специфики региона главным партнёром Болгарии по альянсу — США. Американские политики, вероятно, поняли, что усилившееся присутствие НАТО необходимо «скрасить» для болгар некоторыми послаблениями на другом, в частности — экономическом, направлении. Это поможет, в принципе, разрядить и даже отчасти стабилизировать обстановку, придать внутриполитическим процессам видимость поступательного развития, что необходимо для дальнейшего увеличения присутствия сил альянса в стране. Укрепление режима Бориса Бойкова — составная часть этого плана.

Подвох же состоит в том, что создание групп содействия реализации проекта «Южный поток» пока не решает главной проблемы, возникшей после разрыва соглашений, — проблемы доверия, надёжности нынешних договорённостей, гарантии их исполнения и компенсации за понесённый материальный ущерб.

Не факт, что по мере достижения консенсуса между Россией, Болгарией, Италией и, возможно, другими участниками вдруг на решающем этапе не возникнут обстоятельства «непреодолимого свойства» (например, ещё один прямой запрет со стороны США успешно завершить проект).

Впрочем, следует учитывать и то, что в переговоры по восстановлению другого потока — на этот раз «турецкого» — Москва и Анкара уже вступили. Возможно, Болгария, видя, как развивается обстановка в регионе, и несмотря на определённые обязательства, которые она имеет перед НАТО и США конкретно, решила не упускать свой «кусок пирога».

Подоплёка событий может быть двоякой. Либо Болгария надеется на ослабление контроля со стороны Штатов, что маловероятно, либо проекту действительно был дан «зелёный свет» из Вашингтона, что ещё менее вероятно. Есть вариант, что благословение было дано только на начало переговорного процесса, чтобы отвлечь Россию от других, более важных, проектов, рассеять внимание переговорщиков из «Газпрома».

Если представить ситуацию исключительно в положительном ключе (то есть, если проект «Южный поток» вместе с «Северным потоком – 2» будет всё же реализован), то можно будет прогнозировать и постепенную отмену т. н. «антироссийских санкций» к удовольствию европейского бизнеса. Впрочем, эта перспектива слишком хороша, чтобы оказаться правдой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах