Антироссийская риторика в западных СМИ переходит границы разумного. Наряду с искажением образа России в информационном пространстве наблюдается и настоящая дипломатическая истерика, атака на наши дипмиссии за рубежом.
Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:
На днях МИД РФ представил данные: с января 2022 г. из стран Запада было выслано более 670 российских дипломатов — больше, чем за предыдущие 20 лет. Такого не было даже при Рейгане, объявившем СССР «империей зла». Похоже, на Западе стремятся убрать из политики последние инструменты, которые сдерживали бы переход от политического, экономического и информационного противостояния к стадии «горячего конфликта».
Интересно, что атаки на нашу дипломатию начались задолго до объявления СВО. Запад давно раздражало то место, которое Советский Союз занимал по итогам Второй мировой войны. В течение полувека голос Москвы громко звучал на всех значимых площадках — прежде всего в ООН и в ЮНЕСКО. Сегодня позиции России подвергаются ревизии практически во всех международных структурах.
Чемоданы наготове
Воспользовавшись событиями на Украине, США настолько подмяли под себя элиту европейских стран, что там идёт чуть ли не «соцсоревнование»: кто сильнее плюнет в сторону Москвы. С 2000 г. государства «коллективного Запада» выслали более 1 тыс. российских дипломатов. Первенство, разумеется, принадлежит Вашингтону: США велели паковать чемоданы 223 сотрудникам дипмиссии. На втором месте бывшие «братушки» из Болгарии — страну покинули 83 наших дипломата. На третьем — Польша. Далее идут Германия, Словакия, Франция. Ну и, понятно, страны Прибалтики, которые ищут любой повод, чтобы угодить Вашингтону.
Россия вынуждена реагировать — на родину было выслано около 1,5 тыс. работников иностранных посольств. Наиболее ощутимый ответ был в 2017 г., когда Москва объявила о высылке более 750 американских дипломатов. Возможно, тогда мы надеялись, что после такого решительного шага Запад образумится. Но сигнал не был услышан.
Высылку наших дипломатов западные страны, как правило, объясняют невнятным «превышением границ дипломатического статуса» и угрозой нацбезопасности. Изредка предъявляют конкретные обвинения — как, например, после «дела Скрипалей», когда выслали 154 человека из 22 стран.
Но чаще всего обвинения касаются «сбора информации». Хотя в этом, собственно, и состоит главная задача сотрудников посольств: получать о стране пребывания как можно больше информации и на этой основе строить с ней отношения.
Где ответ на демарши
О том, почему американская и европейская элита так ополчилась против Москвы и её дипломатии, нетрудно догадаться. Дело не в идеологических разногласиях, которые в течение почти всего XX столетия разделяли советскую Россию и буржуазный Запад. Социализм московского разлива начал уходить в прошлое уже при Горбачёве.
Нынешняя Россия (при всех разговорах о её великодержавности и величии) свой «особый путь» никому предлагать не пытается. Не видно и попыток раздувать огонь новых революций в Африке или Латинской Америке. После тяжёлых и поучительных уроков 1990-х гг. наша дипломатия всего лишь пытается отстаивать место России в мировом сообществе. Место равноправного участника международных отношений в многополярном мире.
Делать это в условиях антироссийской истерии непросто. Привычная для традиционной дипломатии практика переговоров и компромиссов, согласования интересов Западом отвергается. Её место занимает практика угроз, санкций и отторжения. В том числе и культурного. В этом свете вполне объяснимо недавнее эмоциональное заявление зампреда Совбеза РФ Д. Медведева о том, что с рядом европейских стран нужно вообще прекратить всякие дипломатические отношения. Сторонники такой меры есть и в Госдуме. В. Путин, впрочем, пока воздерживается от резких заявлений.
У России, в отличие от США, нет «долларовой дубины». И с каждым новым демаршем Запада в нашем общественном мнении растёт понимание того, что единственным средством прекратить затянувшуюся антироссийскую вакханалию является «победа на земле». И если победа будет ощутимой, то о припадке любви к Украине Запад наверняка попытается как можно скорее забыть.
«Бизнес прежде всего»...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции