Примерное время чтения: 5 минут
2617

Сенатор Гольдштейн: Дальневосточный гектар — не «волшебная палочка»

Ростислав Гольдштейн.
Ростислав Гольдштейн. Из личного архива

С 1 июня 2016 года заработал «Дальневосточный гектар» — программа бесплатного предоставления гражданам земельных участков, первоначально —  в девяти «пилотных» районах Дальневосточного федерального округа. Вступил в силу и начал действовать закон, который инициировал полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев.

С 1 октября  2016 года свой гектар смогут получить все жители Дальнего Востока, а с 1 февраля 2017 года такую возможность получат все граждане России. Таким образом закон обеспечит право каждого гражданина Российской Федерации на получение гектара дальневосточной земли (на одного человека) сроком на 5 лет в бесплатное пользование, с последующей передачей — бесплатно — в собственность, если в течение этих 5 лет гектар будет использован по тому назначению, которое гражданин указал в своём заявлении.

Принятие этого закона считаю «точкой отсчета» в нашем движении от прошлого к будущему. Потому что запущен очень важный механизм, который — вместе с законодательством о территориях опережающего развития, о свободном порте Владивосток, с проектом Дальневосточного федерального университета — делает реальной новую судьбу российского Дальнего Востока.

Конечно, ничего мгновенного не произойдет. Есть достаточно много очевидных проблем и трудностей. Прежде всего, это отсутствие норм о подведении инженерной инфраструктуры к каждому участку. Причины абсолютно объективны и банальны: финансовое положение в стране пока не позволяет. И это, конечно, вызывает у многих, кто обдумывает возможность воспользоваться новым законом, серьезные сомнения — как ехать в «чисто поле»? Есть и многие другие проблемы, которые нужно решать. Но — с принятием и введением в действие закона — их теперь можно решить!

Читайте также: Кем будут заселять Дальний Восток?

Это касается и вопроса об инфраструктуре. В среднем стоимость подведения инфраструктуры к одному участку (дорога в грунте, вода, электричество, водоотведение) в ДФО составляет порядка 1 млн. руб. В бюджете муниципалитетов нет таких денег. Но если несколько участков расположены рядом друг с другом, то «удельная» стоимость становится меньше. И, наверное, если объединятся 20 и более человек, то появится возможность государственной помощи с подведением необходимых сетей к их участкам. Что, в свою очередь, подтолкнет инициативных предпринимателей к созданию сельскохозяйственных кооперативов, к запуску других перспективных совместных проектов.

В общем, новый закон — не волшебная палочка, сразу всё не расцветёт. Но через какое-то время — благодаря действию закона в комплексе с законодательством о ТОРах, о свободном порте, о ДФУ — мы имеем все основания ожидать, что изменения начнутся, причем системные.

Уверен, что очень многих сама по себе возможность бесплатно обзавестись «дальневосточным гектаром» подтолкнет к принятию решения о развитии собственного бизнеса. ТОР дадут таким людям стартовую площадку для предпринимательской инициативы. И всё это вместе — за счёт, в том числе, новых квалифицированных кадров, которые получат образование в ДФУ — станет плодородной почвой для экономического роста. Увидев, что на Дальнем Востоке и условия хорошие, и перспектив больше, люди со всей России «потянутся» в ДФО, возможен эффект нарастающей миграции. Это привлечет дополнительный интерес инвесторов. А в итоге — если возникнет необходимая синергия со стороны общества, бизнеса и государства — будет запущена своего рода «цепная реакция» опережающего развития макрорегиона.

Для того, чтобы это получилось, «срослось», есть основания. Во-первых, качество закона. Это, хочу обратить внимание, один из тех редких в нашей практике законов, в котором — прежде всего благодаря настойчивости Юрия Петровича Трутнева — удалось отстоять реальную прозрачность порядка предоставления участков гражданам: люди смогут выбирать свой участок сами и вести на нем любую деятельность, разрешенную законом. А ведь могло бы случиться иначе: например, право выбирать участки отдали бы не гражданам, а чиновникам, многие из которых, наверняка, обрадовались бы такому положению дел. Но, к счастью, этого не произошло —  подобный коррупциогенный фактор в законе отсутствует.

Во-вторых, перспективность «Дальневосточного гектара» основывается на совершенно объективных факторах. Земля — один из тех ресурсов, которых в России всегда было в достатке. И до недавнего времени, увы, этот ресурс использовался для развития страны недостаточно эффективно. Как известно, Дальний Восток представляет собой более трети территории нашей страны (36,4 %). Население же этого обширного края не превышает пяти процентов (4,9 %). Разряженным воздухом невозможно дышать — можно упасть в обморок, в лучшем случае. А такое несоответствие территории и населения — «обморок» для экономики. Поэтому закон о «дальневосточном гектаре» — новая точка отсчета в развитии региона.

Меняется очень многое — а главное, направленность роста мировой экономики. Она теперь растет на Восток. Именно на Азиатско-Тихоокеанском направлении идут самые важные и перспективные процессы. И мы становимся полноценной частью этого «восточного будущего» планеты через российский Дальний Восток. А «Дальневосточный гектар» может стать и станет одним из важных отправных пунктов на нашем пути в это будущее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (13)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах