Примерное время чтения: 6 минут
2714

Русские на ухабах истории. За счет чего формировался наш характер?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Только самолётом можно долететь... Где она, российская малая авиация? 09/09/2020

Оживлённую дискуссию в обществе и в соцсетях выз­вал последний опрос ВЦИОМ о русском характере. Оказалось, что мнения, зафиксированные этим опросом и представляющие интерес для социологов, политологов, деятелей культуры, разделяют далеко не все граждане страны. 

Наличие разных, противоположных мнений – это хороший признак, свидетельствующий об изменениях в социальном здоровье общества. Население (пусть и не так быстро, как хотелось бы) обретает привычки независимого мышления и постепенно избавляется от доминировавшего в советские времена вынужденного единомыслия и фальшивых лозунгов типа «Народ и партия едины». Выявились как бы две позиции – общепринятая и в целом нашедшая широкое отражение в опросе и позиция критически настроенной части общества, которая громко прозвучала в соцсетях.

И Чичиков, и Тёркин

Первая позиция (я бы назвал её официальной), доминирующая в ответах опрошенной ауди­тории, представляет русский характер как некий набор, полученный даром от природы и Бога, выделяющий нашего человека из толпы других народов. Своего рода памятник русской истории. Покорённая вершина, которую неспособны подточить ни время, ни события. Но многие, принявшие участие в импровизированной общественной дискуссии, с этой точкой зрения не согласны и считают, что русский характер – явление переменчивое, подверженное «ветрам истории». 

Другой момент. Одни уверены, что наш характер складывался под воздействием поражений и побед, через которые прошла Россия за несколько веков, экономических и прочих обстоятельств. Иные полагают, что «русский характер» – это вообще явление чисто литературное, созданное гением писателей, которые лепили образы Ильи Муромца, Руслана и Людмилы, Чацкого, Ростовой, Обломова, Онегина и Ленского, Чичикова, князя Мышкина, иудушки Голов­лёва, Раскольникова и многих других. Туда же добавим советских героев  – Павку Корчагина, Чапаева, Анку-пулемётчицу, Олега Кошевого, Василия Тёркина, председателей колхозов, секретарей парткомов и комсомольских вожаков. Все эти образы благодаря учебникам литературы, театру и кинематографу так плотно внедрились в наше сознание, что сделались как бы реальностью.

Новые люди

К слову, говоря о влиянии советского периода, нельзя не отметить, что идеологи и пропаганда в течение многих десятилетий пытались навязать нашему характеру свойства некоего «нового советского человека», стремясь заместить патриотическими и идейными новациями отжившие, по их мнению, традиционные черты.

С горечью приходится вспоминать, что к созиданию этого нового человека приложил руку и такой великий писатель, как Максим Горький. Именно он, «буревестник революции», одним из первых объявил о похоронах русского крестьянства, черты которого, по сути, и лежат в основе русского характера. О страшном голоде 1922 г., который поразил деревню, он с поразительным цинизмом писал: «Вымрут полудикие, глупые, тяжёлые люди русских сёл и деревень… и их заменит новое племя – грамотных, разумных, бодрых людей».

К счастью, формирование «нового человека» закончилось крахом. Чеховский дядя Ваня и Алёша Карамазов (пусть и по капле) есть в каждом из нас. А вот тысячи искусственных героев советских романов, поэм и даже опер бесследно сгинули из нашего нынешнего литературного и жизненного обихода. Остались – к счастью, в виде пародий – незабываемые Шариков, Швондер, Остап Бендер.

Что разглядели, а что нет?

Вот основные (видимые) результаты опроса. Большая часть жителей России (70%) считают, что «русский характер» дейст­вительно существует. Причём это мнение разделяют и стар, и млад. А вот с тем, что в нём преобладают позитивные черты, согласны далеко не все. У 40% опрошенных на этот счёт есть сомнения. И они тем выше, чем моложе человек. Больше всего скепсиса по поводу позитива у молодёжи в возрасте 18–24 лет. В этой возрастной категории более 60% опрошенных считают, что у жителей России больше отрицательных качеств. Каковы же они? Дело даже не в характере, а в плохих склонностях и привычках. Среди «самых плохих» – пристрастие к алкоголю. Многие из опрошенных (17%) указывают на лень, надежду на авось, безыни­циативность, покорность, завистливость. Эти свойства чаще всего проявляются в сфере семейных и трудовых отношений. Если же говорить о чертах характера, которые скорее влияют на социальную и гражданскую сферы, то опросы выделяют терпеливость, отсутствие единства, раз­общённость, а по отношению к тем, «кто с нами не согласен», – агрессивность и злобность (6%).

Сами с усами

Никто не будет спорить, что на наш характер (особенно у людей старших поколений) сильно повлияли события в целом трагического для России XX в. – революция, Гражданская война, насильственная коллективизация, голод, ускоренная индуст­риализация, аресты и ссылки миллионов людей, сталинские репрессии, Великая Отечественная война и трудный для народа восстановительный период. Устойчивые страхи, боязнь перемен, терпение, покорность или то же авось (авось пронесёт) – это отголосок тех событий. Но точно такой же отголосок – это стойкость, мужество, товарищест­во и искренность отношений между людьми.

При этом многие годы, стремясь мотивировать идеологию «особого пути», власти упорно культивировали миф об особом нраве русского человека. Политическая установка, если свести её к упрощённой формуле, звучала так: «Мы не такие, как на Западе, и, следовательно, западный тип демократии нам не подходит». Нам нужно больше государства, больше вертикали власти, больше патриотизма, стабильности и меньше изменений. Такого рода разъяснительная работа привела, к сожалению, к популяризации высокомерного мнения о том, что мы лучше. Самолюбование и самовосхваление. Мы сами с усами. 

Результаты, которые показал последний опрос ВЦИОМ, не-трудно было предугадать: лишь 8–10% наших граждан считают, что у нас больше сходства с западными людьми, чем различий. За то, что мы в лучшую сторону отличаемся от «меркантильного Запада», проголосовали почти половина опрошенных. В том числе более 60% молодых людей. Непонятно только, почему и сами они, и их родители так стремятся отправить своих детей на учёбу в Лондон? И там же по возможности остаться на работу и ПМЖ.

*   *   *

Впрочем, незначительная часть опрошенных (7%) всё-таки отметили в западном характере и положительные моменты. Это демократизм, свободолюбие, ответственность, целеустремлённость, уважение к закону, умение держать себя и… жизнерадостность. Есть подозрение, что «жизнерадостность» и «уважение друг к другу» в западных людях отметили те, кто за последние годы побывал в Европе и успел кое-что разглядеть, помимо «обнищания рабочего класса». И если после окончания пандемии такого рода поездки возобновятся, один из следующих опросов (лет хотя бы через десять), может быть, покажет нам, что и мы, русские, тоже не прочь продемонстрировать уважение к закону и быть чуть более жизнерадостными – как те же итальянцы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (10)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах