На ежегодном XV Евразийском (Веронском) форуме теперь в Баку основные акторы сферы ТЭК обсудили достаточно туманные перспективы развития отрасли.
Почему они стали туманными?
Да потому что политика вмешалась в экономику самым бесцеремонным образом и стала её, рыночную, превращать в неоколониальную, внедряя пресловутый административный ресурс. И всё это под разговоры о необходимости сохранения США в качестве мировой доминанты — данный тезис регулярно проговаривается американскими должностными лицами в качестве политической мантры.
Об этом особенно подробно говорил Игорь Сечин, глава «Роснефти», отраслевого мейджора, выступая на форуме.
В его обстоятельном докладе, прозвучавшем на мероприятии, был дан исчерпывающий анализ ситуации, основных проблем и путей их разрешения.
И тут у меня плохие новости для США, пытающихся установить какие-то особые правила вместо права: большинство акторов рынка, включая в том числе и представителей американского бизнеса, отчётливо видят угрозы и вызовы, которые уже серьёзно деформировали ТЭК, создавая по политическим причинам проблемы буквально, как говорится, на ровном месте.
Санкции и отсутствие правил — вот основные «болевые точки» в кровеносной системе снабжения мировой экономики. К сожалению, ситуация с прошлых лет только ухудшилась, усугубленная теперь инфраструктурной войной, которую США и их союзники по НАТО фактически объявили основным странам-экспортерам.
Важное наблюдение, сделанное Игорем Сечиным, состоит в отсутствии ответственности у акторов за свои преступные действия. А корнем зла, и это уже очевидно всем, являются неуёмные и болезненные американские амбиции. Эта страна буквально пустилась вразнос: «Полностью разрушены основы права, частной собственности и рынка подобно кумулятивному снаряду», — следует из доклада Сечина, «циркулярные письма Белого дома и Еврокомиссии без изменения воспроизводятся в виде судебных решений».
И это теперь, так сказать — новая реальность. Извращённая, но принятая как данность рядом акторов, добровольно или под прямым принуждением.
Произошла, как отметил глава «Роснефти», даже прямая отмена рыночной конкуренции с помощью т. н. «центральных закупок», организуемых Еврокомиссией, а также экзотического «потолка цен» по инициативе минфина США, отменяющая ещё и суверенитет.
Красной линией в докладе прошло и то, что на данный момент объективные условия для действительно эффективного перехода от традиционной энергетики к низкоуглеродной отсутствуют. И это, как ни парадоксально, есть прямой итог действий западных акторов, плохо просчитанных, деструктивных, но предпринятых максимально быстро. Видимо, чтобы никто не успел испугаться.
Недоинвестирование в отрасль рисует весьма печальные перспективы для мирового ТЭК, выражающиеся в снижении средней обеспеченностью мировыми запасами.
Это, понятно, сказывается на ценах, которые растут, и круг, что называется, замыкается. В свою очередь, растёт инфляция, которую пытаются гасить так, как гасят огонь провокаторы — бензином.
Предчувствуя недоброе, мейджоры ведут себя всё более осторожно — та же BP, сделав заявление о выходе из «Роснефти», осталась «теневым акционером». Кстати, ВР также фактически отказывается от строго «низкоуглеродной ориентации», выказывая внимание развитию сланцевых проектов.
Для этого изменения курса есть весомые причины. Так, следует из доклада Игоря Сечина, «огромные инвестиции в возобновляемую энергетику, размер которых за последние 7 лет превысил невероятные 2,6 триллионов долларов, не принесли результата: доля возобновляемых источников за этот же период выросла лишь на три процентных пункта». Комментарии, что называется, излишни.
Тем временем, очевидным стало и то, о чём разумные эксперты говорили ранее: новые алгоритмы экономики сформировали и новые центры принятия эффективных решений в виде Китая, Индии и России. К такому результату, плачевному для западных стран, привела попытка удержать доминирование с помощью «правил» и военной силы со стороны США. Жертвой же становится, очевидно, экономика еврозоны, потерявшая свою субъектность.
Как результат, фиксируется «бегство капитала» и «бегство производств», но опять — с весьма неясными перспективами на будущее.
Вместо этого Китай и Индия, судя по показателям, становятся важнейшими акторами новой инвестиционной реальности «без санкций», как и Россия — взаимодействие этих трех центров принятия решений становится залогом благополучия приболевшей мировой экономики на перспективу.
В основу ложится идея справедливого сотрудничества, которую, конечно, следует положить в основу мирового права, постепенно уходя от навязанного миру тезиса о т. н. «правилах».
Кстати, «Восток Ойл», по образному выражению Игоря Сечина, в условиях снижения добычи становится своеобразным «Ноевым ковчегом» для экономики самых разных стран. И «Роснефть» приглашает на этот ковчег те компании, что готовы взаимодействовать на принципах свободного рынка и справедливого распределения дивидендов и ответственности.
А «похищение» с последующим экономичечким «убийством» Европы, которое совершено на наших глазах во всех подробностях — это хороший повод задуматься над происходящим и сделать надлежащие выводы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции