Знать будущее своё и своей страны хотят многие. Неслучайно у нас стали так популярны услуги всяких «гадалок» и «ведуний».
Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:
Что там, за горизонтом?
Свою попытку «заглянуть за горизонт» предприняли недавно социологи ВЦИОМ. Что же они — а точнее, опрошенные ими сограждане — там увидели? С тем, что «у нашей страны предсказуемое будущее», так или иначе согласны 45% опрошенных (в 2021 году таких было всего 36%). А вот 28% в этом совсем не уверены. Лишь 40% россиян довольно отчётливо представляют себе Россию через 5 лет. 26% опрошенных настолько запутались в поступающей информации, что сильно затрудняются вообразить себе завтрашний день страны. И каждый четвёртый видит картину будущего «лишь отчасти».
При этом число верящих в величие России выросло за последние 11 лет в 5 раз. Причины возвращения знакомой по советским временам «веры в светлое будущее» социологи во многом связывают с тем, что за последние 2–3 года в России выработана и пользуется поддержкой населения долгосрочная стратегия развития. Так считают более 60% участников опроса ВЦИОМ. Эта стратегия нашла отражение и в последнем Послании президента Федеральному собранию.
Опять «У нас уже утро»
Можно ли доверять выводам социологов насчёт «позитивных сдвигов»? Насколько искренне люди отвечают на их вопросы?
Сохраняющийся у части россиян скептицизм в отношении таких опросов, несомненно, коренится в советском периоде. Напомню высказывание Никиты Хрущёва на I съезде советских журналистов. Тогдашний лидер КПСС назвал работников пера, камеры и микрофона «подручными партии». Впрочем, своими «подручными» в руководстве СССР считали не только журналистов, но и писателей, художников, кинематографистов, композиторов. «Под рукой» у компартии была, по сути, вся интеллигенция. Несогласных высылали или отправляли в «места не столь отдалённые».
В этой связи мне вспоминается судьба известного в своё время романа Александра Чаковского «У нас уже утро». Роман вышел в 1949 году и вскоре был удостоен Сталинской премии. Валентин Катаев (с которым у меня были долгие дружеские отношения) рассказывал, что это произведение (как и многие другие «шедевры» той поры) фактически писалось для партийной элиты и лично для Сталина. Это было гарантией успеха. Сталин действительно прочитал «У нас уже утро» и благословил его на Сталинскую премию... Но лишь III степени. Причина, как пояснил Катаев, была в крайне низком литературном качестве романа.
В нём рассказывалось о том, как недавно демобилизованный фронтовик-полковник был направлен (по партийному набору) на работу на Сахалин. Возглавив там отстающую рыбацкую артель, он быстро добился успехов и тем самым продемонстрировал важную для власти идею о том, что целью работы и жизни советских граждан является преображение жизни и создание нового человека. Несколько лет главы из романа «У нас уже утро» транслировались по радио, рисуя слушателям благостные картины строительства социализма... Правда, побывавший в 1950 году на Сахалине поэт и певец Александр Вертинский о романе Чаковского высказался крайне негативно. Вот что он писал жене: «Бедность ужасная, край ещё не освоен, а один “псих” написал книгу “У нас уже утро”, где расписывает такое благополучие, что уши вянут. Сады цветут, гиганты строятся!..» И за эту фальшивую «благодать» раздавали Сталинские премии, давали квартиры в центре Москвы, назначали, как Чаковского, главными редакторами журналов и газет.
* * *
К чему я об этом говорю? А к тому, что нам, россиянам, не следовало бы забывать о той роли, которую «подручные» от литературы сыграли в судьбе России. Процветавшая в СССР «политическая живопись» дорого обошлась стране. В 1991 году великий и могучий Советский Союз рухнул в одночасье, и новая Россия с большим трудом сегодня собирает его отлетевшие в сторону обломки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции