Война на Юго-Востоке изменила не только Донбасс, но и всю Украину: количество нелегального оружия на руках населения растёт с каждым месяцем. «Трудно определить конкретное количество неучтённого оружия, потому что никто об этом не отчитывается, и это скрытый рынок. Но есть определённые признаки, которые позволяют нам сказать о том, что сегодня его количество достигло уже 5 миллионов», — поведал глава «Украинской ассоциации владельцев оружия» Георгий Учайкин. Под оружием в данном контексте подразумевается стрелковое: пистолеты, автоматы, карабины.
Для сравнения: в начале 2014 года, когда АТО ещё не была объявлена, а Порошенко не был президентом, на руках у населения было 3,7-3,8 миллиона единиц нелегального оружия. Но с началом боевых действий начался завоз из-за рубежа оружия для добровольческих формирований, участники которых после ухода в запас отнюдь не расстаются с малогабаритными пистолетами и автоматами. Ветераны АТО принимают участие в криминальных сообществах, с помощью оружия выясняют между собой и противниками отношения. В результате наблюдается резкий рост преступности: в 2016 году в сравнении с 2015 число разбоев увеличилось на 27%, хулиганства — на 14%, изнасилований — на 80%.
То есть мало того, что в стране нищета, коррупция и безработица, так и оружия — «приобретай-не хочу». Огнестрел всё чаще фигурирует в криминальных сводках: в 2015 году в стране количество преступлений с его применением выросло на 33%. Рост, само собой, был и в 2016 году. И будет дальше, если Порошенко сотоварищи не образумятся.
Украина реально превращается в Запорожскую Сечь четырёхсотлетней давности. Разгул анархии, казаки-правосеки, то союз со своими врагами, то борьба со своими друзьями. Украинские олигархи, мечтающие о восстановлении отношений с Россией и мире на Донбассе, пока что на Хмельницкого не похожи ни силой воли, ни авторитетом, но идейные последователи гетманов Дорошенко, Выговского и Мазепы правят страной. Успокаивает одна лишь история, утверждающая: долго так продолжаться не может.
Чем больше длится нестабильность на Украине, тем меньше возможностей у данного государства полноценно функционировать. Это, впрочем, касается абсолютно всех государств. Но вот феномен: если вслед за центробежными процессами в разных странах следуют центростремительные, то на Украине господствующая идеология войны до «победного конца» подпитывает нестабильность и усугубляет центробежные тенденции. Всё-таки украинцы, в отличие от сирийцев, хотели, чтобы у них дома была Европа, а не «Исламское государство» (организация, запрещенная на территории РФ по решению суда - Ред.), и они глубоко возмущены происходящим. Но пресловутая «спираль молчания», навязанная украинским национализмом, не позволяет им озвучить свои претензии к правящему режиму. Тут нужен некий отрезвляющий эффект, и дать его способно только военное поражение на Донбассе. В принципе, это и есть главное условие начала реформ в стране.
Впрочем, начнись снова массовые протесты, шанс приобрести «немирный» характер у них больше, чем в 2014 году. Теперь «Правый сектор» (организация, запрещенная на территории РФ по решению суда - Ред.), «Азов», организации помельче — все они не просто вооружены, а буквально нашпигованы оружием похлеще американских гангстеров двадцатых годов. Чтобы отбиться от таких, Порошенко, если у него хватит смелости, придётся привлекать армию. Иначе никак.
Поэтому именно борьба за участников вооружённых формирований АТО будет развёртываться всё сильнее и сильнее. Казалось бы, националистическая риторика кандидатов в лидеры оппозиции должна усиливаться. Это верно, и мы увидим, что все более-менее успешные политики, начиная от Яценюка и кончая Тимошенко, будут прибегать к националистической риторике и бить в самые больные места системы Порошенко, дабы привлечь радикалов.
Но всё рано или поздно закончится зачисткой. И сделает это преемник Порошенко, кем бы он ни был. Нет в Европе страны, более нуждающейся в наведении порядка, чем Украина. Назвать постмайданную киевскую верхушку «хунтой» — это самое глупое, что смогли сделать российские политологи. Хунта ещё может придти, и при ней и России, и украинцам, и, вероятно, республикам, будет легче, чем при нынешних скандальных имитаторах.
Кстати, многие националисты, особенно прогаличански настроенные «свободовцы», переосмыслили своё отношение к Порошенко. Например, представитель «Свободы» Ильенко на днях сказал, что «к сожалению, при власти сейчас потомки не Коновальца и Болбочана, а Винниченко и Грушевского», по сути, одним предложением дав диагноз украинскому руководству. Исторические аллюзии говорят не в пользу украинского суверенитета, который не способны обеспечить ни «слабаки» вроде Порошенко, ни ультрарадикалы из западных областей. Ни Рада Винниченко, ни формирования Петлюры и Болбочана не смогли дать отпор сначала немцам, а потом и белогвардейцам Деникина, занявшим Киев и смещённым потом лишь большевиками.
Повторится ли этот сценарий хотя бы отчасти?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции