Такова уж традиция и в мире, и в России, что к Новому году все ждут подарков — дети от родителей, родители от детей, от друзей и любимых. Но в России, где с советских времён сохраняется представление, что государство — это всё: и друг, и защитник, и помощник, — подарков ждут от государства. И власть всячески поддерживает эти советские традиции и воспоминания.
Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:
В преддверии Нового года первые и не самые первые лица страны выкладывают на стол припрятанные карты, демонстрируя народу успехи уходящего года и свой личный вклад в строительство социального государства. «Рапорты об успехах» — непременная часть новогодних торжеств.
Вот и на этот раз в одном из предновогодних отчётов прозвучал впечатляющий список социальных инициатив и благодеяний, которые обрушились и обрушатся на страну в ближайшие годы.
Вперёд к коммунизму
Без подарков не останется ни одна возрастная категория, ни одна социальная группа. В соответствии с модой нынешних дней для наглядности начерчены и «дорожные карты». Их более 100. А с Нового года в регионах начнёт внедряться и рейтинг качества жизни. То есть объявлено своего рода социалистическое соревнование — кто больше благ отсыпет в карманы и пригоршни народа. В рейтинге будут учитываться состояние медицины, образования, жилья и инфраструктуры, экология, безопасность, услуги, возможности для трудоустройства. Одним словом, всё, что необходимо людям в стране, где уже почти победил коммунизм. Как говорили в советские времена: «Так победим!»
По Станиславскому?
По тому, как президент слушал отчёты «о всём хорошем» (внимательно и с лёгкой грустинкой в глазах), трудно было понять, насколько он сам верит в эти россыпи благодеяний. Временами казалось, что он, как К. Станиславский, вот-вот воскликнет: «Не верю!» Поверить в то, что в России зимой и летом на социальных полях всходят невиданные доселе посевы, действительно нелегко. Несколько дней назад в СМИ были опубликованы прогнозы относительно состояния народного кошелька. Они далеки от оптимизма.
Официальная статистика свидетельствует, что население продолжает беднеть, особенно в регионах, куда «дорожные карты благополучия» почему-то не доходят. По данным Института социологии Российской академии наук, 72% жителей России не имеют никаких сбережений, а 45% живут с долгами. О каком улучшении благосостояния можно говорить, если такой известный и очень простой показатель народного потребления, как селёдка под шубой, за год подорожал на 16%? Судя по всему, для многих наших соотечественников «подушка безопасности» в ближайшие годы будет набита не пухом, а сеном или соломой. «Не до жиру, быть бы живу» — так, кажется, говорили в былые времена.
Где искать ответ?
Почему на сработали многочисленные единовременные пособия, которые и в прошлом, и в позапрошлом годах раздавались пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми? Ответа на этот вопрос от руководства многочисленных (их уже сотни) организаций, призванных творить социальные блага, пока не слышно.
Проблема, судя по всему, в том, что большинство выплат носили разовый характер. А цены в магазинах на продукты питания, товары каждодневного спроса, услуги ЖКХ, бензин, транспорт растут постоянно. Инфляция в течение нескольких месяцев съедает все щедроты государства. Подарки в виде разовых выплат хороши, если они попадают в кошелёк, в котором есть сбережения. А сбережения образуются у людей, если их труд достойно и регулярно оплачивается.
Безработицы в России, слава богу, нет. А вот с зарплатой дела плохи. И неслучайно, несмотря на многолетние требования отменить фальшивый показатель средней зарплаты, власть продолжает цепляться за эту тень «народного благополучия». Что такое средняя зарплата? Это всё равно что цеплять утлую лодочку рыбака к яхте олигарха и утверждать при этом: «Мы вместе рыбачим». Разовые выплаты при низких зарплатах создают временное ощущение приятного вкуса во рту, но к сытости не приводят.
Цена подарков
Российское телевидение любит показывать размах социальных протестов «в странах капитала». Но редко объясняет, за что там в самом деле борются трудящиеся. Я много лет проработал во Франции и ни разу не слышал, чтобы рабочие требовали показать им «дорожную карту» социального развития и рассказать, где будут открыты детские ясли, когда отремонтируют школу или дорогу. Рабочие (с помощью профсоюзов) требуют прежде всего поднять зарплату и улучшить условия труда. Исходя из понимания, что при хорошей зарплате бытовые и социальные потребности они будут решать сами. Что касается ремонта дорог, мостов, школ, больниц и прочей социальной инфраструктуры, то местные власти занимаются этим не от высокой сознательности или благотворительности, не из любви к рабочему классу или фермерам, а исходя из того, что если они не будут заниматься этим, то на ближайших же выборах их просто выгонят из кабинетов. Это при нашей фактически неконкурентной партийной системе чиновники, присев на золочёный унитаз, прирастают к нему задницей на десятилетия.
* * *
В детские годы мне часто приходилось проводить лето в орловской деревне у дальней родственницы. Хозяйка избы, где мы бытовали, держала козу. В благодарность за недорогое жильё и за козье молоко мы с мамой помогали ей заготавливать на зиму сено: косили, ворошили, сушили, складывали на сеновал под соломенную крышу. Спать на сеновале было одно удовольствие. Понятно, что подушка была набита душистым сеном. Тогда мне, мальчишке, и в голову не приходило, что в стране со временем появится такое понятие, как «подушка безопасности». Не та, которая в автомобиле. А та, по которой люди будут судить о своей социальной защищённости и о своём благополучии. И очень хотелось бы пожелать читателям «Аргументов и фактов», чтобы в новом, 2022 году их «подушка безопасности» не была набита сеном-соломой. С наступающим Новым годом!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции