О том, что стоит за внезапным всплеском социальной активности молодёжи, «АиФ» рассказал публицист Владимир Мамонтов.
«Офисный планктон»
– Мы говорим, что на улицы стали выходить так называемые «лишние люди». Но как они стали лишними? В последнее время мы так воспитываем своих детей, что многие качества – умение сопротивляться, пробиваться, преодолевать, которые в наших папах, мамах и бабушках преобладали – в юном поколении не найдёшь. И, между прочим, мы сами в этом виноваты. Наши дети сегодня хотят как можно быстрее скрыться от реального, порой непростого мира: кто в компьютер, кто в офис, а кто-то отчаянно косит от армии. И мы их постоянно поощряем. Поэтому, когда, столкнувшись с реальными трудностями, молодые люди внезапно выходят на улицы (понимая, что, по большому счёту, им за это ничего не будет), они воспринимают это как развлекуху и движуху. Кого нам в этом винить?!
С дипломом в грузчики?
Почему я говорю, что власть тоже их в какой-то мере заталкивает в «лишние люди»? Потому что не видно у наших чиновников на лицах заботы о том, как решить проблемы молодёжи. Недаром некоторое время тому назад в одном из своих посланий Владимир Путин сказал правильную вещь: нам надо создать не менее 25 млн рабочих мест, связанных с современными технологиями. То есть мы должны строить экономику, способную переварить такое количество образованных толковых ребят с дипломами вузов, которое мы наплодили в последнее время. Но почему-то этот проект не развивается. И зачастую молодые специалисты в крупных городах, амбициозные и образованные, пытаются просто хоть как-нибудь выжить.
Кстати, на этом фоне в стране царит дефицит рабочих специальностей. Мы в Москве не могли найти профессионального молодого человека, который занимается тонкий обработкой металла. Сложно найти молодого человека, который отлично разбирается в механике. Мало того что очень сильно упала квалификация, так и вообще никто не хочет выполнять такую работу. Юристов полно, а сборкой заниматься некому. От этого у нас неправильно припаивают контакты и вторая ступень ракеты взрывается не долетев.
Но, с другой стороны, зарплата инженера на заводе ВПК 35–40 тыс. И в этом тоже корень протестов. Нет у нас социальной справедливости. Инженер получает меньше грузчика в аэропорту – это разве справедливо?! У нас 90% национальных богатств принадлежит 10% людей. Я говорю о физических лицах, как бы они там ни маскировались под красивыми лозунгами про «наше достояние». Чьё наше?
Это объективные вещи, которые тоже нельзя сбрасывать со счетов. Американцы, когда их прижало в годы Великой депрессии, построили кучу хороших дорог. Просто для того, чтобы прокормить людей. Это правильная социальная политика. Нам таких решений критически не хватает. Может, пора вспомнить о словах Путина и создать наконец 25 млн рабочих мест для толковых людей? Для инженеров, айтишников и др., чтобы они на Запад не уезжали, на улицы не выходили и чувствовали себя людьми здесь, в России.
Пропали «социальные лифты»
Ещё очень важно, что пропали «социальные лифты», которые были в СССР. И тогда были несправедливость, кумовство и блат – так уж устроены люди во все времена, ничего с этим не поделаешь. Но в целом тогда машина скрипела, пыхтела, но работала. И рабочая молодёжь, и выпускники вузов понимали, куда идти, чтобы подниматься по лестнице вверх. Фильм «Москва слезам не верит», конечно, сказка, но там все эти «социальные лифты» показаны отлично. Сейчас их фактически нет. А если человек не видит этих лифтов, постоянно наталкивается на то, что он никому не нужен, то это тоже ведёт его к социальному протесту.
Но я хочу заметить, что кроме «лишних людей» есть и такие, которые как раз организуют эту инфантильную молодёжь на всевозможные уличные акции. Более того, у нас есть дяденьки и тётеньки на больших должностях, которые снисходительно смотрят на все эти митинги и говорят: «Пусть ребятки побегают, подышат, получат глоток свободы». Ребятки побегают, страну развалят, а умненькие дяденьки и тётеньки свалят по заграницам, где давно отстроили себе запасные аэродромы. А что народ будет делать в очередной раз? Куда поедут эти «лишние люди», которых выводят на улицы? Они же непуганое поколение. Это мы в 90-е много чего пережили и потому не хотим, чтобы бабушки опять торговали пучком редиски у метро, чтобы не умереть с голоду.
И всё же я не склонен драматизировать сегодняшнюю ситуацию и считаю, что полиция и Росгвардия ведут себя правильно. Если хотите митинговать, согласовывайте этот вопрос, а если не согласовали и получили по физиономии – не жалуйтесь. Ни в одной цивилизованной стране никто не разрешит просто так пойти штурмовать Бастилию. Но государство должно заботиться о том, чтобы свою собственную безопасность обеспечивать не только полицейскими мерами, но и очень глубокой государственной политикой: социальные лифты, спокойствие за своё будущее и т. п.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции