Примерное время чтения: 6 минут
8690

Когда расцветёт сакура? Будет ли сдвиг в российско-японских отношениях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Чудесное исцеление 18/05/2016
Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. АиФ

Неразрешённость спора в значительной мере обусловлена и тем, что ни российские, ни японские политики не готовы были брать на себя политическую ответственность, опасаясь обвинений в ущемлении национальных интересов.

В 1956 г. посол СССР в Лондоне Я. Малик с благословения Н. Хрущёва намекнул японскому послу о возможности (в случае подписания мирного договора) передачи Японии островов Хабомаи и Шикотан. Закрытая беседа послов стала достоянием гласности. В советском МИДе и даже в Кремле были крайне н­едовольны утечкой информации. Она давала повод для обвинений Н. Хрущёва в волюнтаризме.

Попытка разрубить гордиев узел была сделана в 1992 г. при Б. Ельцине. На волне личной популярности ему казалось, что он может преуспеть и во внешней политике. Кроме того, ему хотелось утереть нос Горбачёву, который, несмотря на свой международный авторитет, не смог решить эту проблему. Шла активная подготовка к визиту Б. Ельцина в Японию. На стол президента ложились проекты урегулирования. Сам Б. Ельцин шутя говорил, что у него 14 в­ариантов.

Ельцин был настроен на хотя бы частичное решение проблемы. Однако японская сторона, чувствуя склонность Москвы к компромиссу, всё усиливала давление и претензии. Это крайне раздражало Б. Ельцина. К тому же к этому времени развеялись иллюзии Кремля в отношении ф­инансовой поддержки со стороны Японии. По размерам помощи Япония оказалась последней среди стран «Большой семёрки».

Были и внутриполитические нюансы. Оппозиция требовала референдума о передаче островов, будучи уверенной, что россияне скажут «нет». Визит в последний момент был со скандальным шумом в прессе отменён.

Глас народа

В неудаче попытки 1992 г. свою негативную роль сыграли позиции как русских, так и японских патриотов. Отравленные пропагандой, ни русские, ни японцы не хотели идти на компромиссы. Японская улица требовала «всё и сразу». А среди россиян гулял известный лозунг «Не отдадим ни пяди родной земли». Насколько острова Курильской гряды были «родными», мало кто задумывался.

Сдерживающим фактором в развитии отношений России с Японией было и доминирующее в те годы представление о том, что главным направлением российской политики являются США. Позиция звучала примерно так: договоримся с В­ашингтоном - договоримся и со всеми остальными.

Негативную роль играла и американская дипломатия. При малейшей попытке японских политиков сделать хоть какой-то шаг в направлении сближения с СССР со стороны Госдепартамента США звучали жёсткие предостережения. Думаю, что они будут звучать и в ходе ожидаемого визита В. Путина в Токио.

Новый контекст

Но сам контекст, в котором будут вестись переговоры, к сегодняшнему дню заметно изменился. Резкое усиление Китая и его военной активности, экономический рост Кореи (старых врагов Японии), ядерные амбиции КНДР создают новую ситуацию. Японии помимо США нужны дополнительные точки опоры, дополнительные противо­весы. К тому же в самой Японии нарастает раздражение по поводу того, что Вашингтон активно вмешивается во внеш­нюю политику Токио.

Есть и иные факторы, казалось бы, прямо не влияющие на внешнюю политику Японии. Но (пусть и в фантастическом восприятии) их не следует сбрасывать со счетов. В последние годы Япония стала зоной сильнейшей нестабильности земной коры. Землетрясения, цунами, тайфуны стали настоящим бедствием. Здесь ежегодно происходит около 1500 земле­трясений. Катастрофическая авария на японской атомной станции продемонстрировала, что береговые пространства страны находятся в зонах с­ейсмической опасно­сти. М­ожно ли исключать, что в случае усиления разрушительной динамики земной коры населению Японии не потребуется гуманитарное гостеприимство соседей? В частности, ближайшей к ней России.

Япония может быть заинтересована в создании на Дальнем Востоке особых экономических зон, которые были бы потребителями не только финансовых, технологических, но и трудовых ресурсов. Население маленькой Японии превышает 120 млн ч­еловек. В японских городах ощущается огромное перенаселение, порождающее социальные, семейные, демо­графические и бытовые проблемы. А рядом геоклиматически благоприятный Дальний Восток со слабо развитым сельским хозяйством. Может быть, в кулуарах предстоящего в сентябре во Владивостоке Восточного экономического форума, в работе которого примет участие и японский премьер Синдзо Абэ, следовало бы деликатно обозначить и эти проблемы?

Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

*  *  *

Понятно, что в случае д­остижения компромисса по территориальной проблеме со стороны «непримиримых» будут звучать те же обвинения, которые слышались в течение последних 50 лет.

Но фактически общенациональная поддержка президента населением расширяет возможности В. Путина для внешнеполитического маневра. После присоединения Крыма и успешной операции в Сирии в России едва ли найдётся ч­еловек, который станет обвинять президента во внешне­политической слабости.

Успеху переговоров может содействовать и то, что и Россия, и Япония избавились от иллюзий. К исходу 50 лет фактически бессмысленных переговоров стороны убедились, что «принцип справедливости», который фигурировал во множестве (как выяснилось) бесполезных документов, не работает. Этот принцип оказался крайне неудобным для обеих сторон, поскольку и в Токио, и в Москве он трактовался по-разному. Лучше, е­сли на предстоящих переговорах стороны будут придерживаться иного принципа: принципа целе­сообразности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Оцените материал
Оставить комментарий (227)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах