На этой неделе мир с помпой похоронил Нельсона Манделу — количество медийного внимания, уделенного покойному, привело к тому, что младое поколение, узнавшее о существовании столь крутого «гиганта духа» как Мандела — из новостей об его смерти, сопровождало фейсбучные декларации о своей скорби по поводу кончины борца за свободу фотографиями американского актера Моргана Фримена. Это может нам намекнуть, что кому-то все черные примерно на одно лицо, но расизм тут, якобы, ни при чем. Впрочем, не будем отвлекаться: похороны Манделы по масштабу уделенного им медиа-внимания сравнились с событиями на Майдане и, на пару с ними, вытеснили напрочь из общественного сознания гражданскую войну в Сирии, которая, отмечу, по случаю похорон не прерывалась и не собирается.
Точно также на окраины внимания публики была вынесена иная война, более свежая и чисто религиозная, начавшаяся в центре Африки. Ее достаточно легко игнорировать, потому что к ней не пришьешь ставший вновь модный по случаю кончины Манделы термин «апартеид» — все участники войны имеют кожу одного и того же цвета — черного. Как Мандела и Фримен, практически. Но разница, пусть и не каждому белому очевидная, между ними все же есть: часть их христиане, а другая часть исповедует ислам.
В последние годы христианские погромы в различных регионах мира, к сожалению, перестали быть исключением из правил: разрушение древних христианских церквей в Сирии, истребление христиан-коптов в Египте — все это кажется СМИ настолько мелким, что редко попадает на первые полосы. Зато когда в Центральноафриканской республике за два дня в разборках между христианами и мусульманами погибло 400 человек, к правительству республики обращается президент США, призывает всех сохранять спокойствие, и принимает решение ввести туда войска в помощь уже наличествующему на месте французскому спецназу. Ну, чтоб было проще сохранять спокойствие, вероятно.
Интересно, что в Сирии погибло не 400 человек, а свыше 120 тысяч и счетчик погибших продолжает вертеться. Но международное сообщество это не волнует, так как никаких усилий к прекращению там насилия пока не видно, наоборот, одну из сторон активно спонсируют и снабжают оружием. Давайте тогда посмотрим, чем Центральноафриканская республика отличается от Сирии, сосредотачиваясь при этом, естественно, только на тех отличиях, которые актуальны для рассматриваемого нами вопроса.
Война в Сирии происходит собственно между суннитами и шиитами, христиане там попадают между молотом и наковальней и огребают, в общем, с обеих сторон. Но это никого, естественно, не волнует. Христиане же в Центральноафриканской республике являются большинством — их там около 70% населения. А мусульман — всего 15%. Такая диспропорция, вероятно, и приводит к силовым выяснениям отношений, на которые, собственно, так и жаловался президент США Барак Обама. На днях он сообщил «гордым гражданам Центральноафриканской республики», что у них есть все возможности для того, чтобы «пойти другим путем», вместо пути насилия, а заодно предложил правительству свежее решение — арестовать всех, кто совершил преступления. Сам Обама собирается встретиться с исламскими и христианскими лидерами страны, чтобы призвать к примирению сторон. Параллельно США окажут Франции помощь в переброске туда войск, видимо, чтоб сторонам примирялось веселее. Как отметил пресс-секртеарь Пентагона Карл Вуд, «США присоединяются к попыткам международного сообщества, т.к. мы уверены в необходимости немедленного вмешательства, задачей которого является предотвращение гуманитарного кризиса в ЦАР. Кроме того, мы заинтересованы в мире и безопасности в регионе».
Говоря о мире и безопасности в регионе, а также о примирении сторон, следует задуматься о причинах конфликта — ведь не может быть никакого примирения, если не ликвидированы разногласия, из-за которых, собственно, и разгорелся сыр-бор. Итак, в чем же причина войн между христианами и мусульманами в ЦАР?
Вину за это все новый президент страны возложил — сюрприз! — на христиан, которые стали формировать группы самообороны, чтобы как-то защищаться от насилия и грабежей. Представитель «Международной амнистии» в ЦАР Годфри Бьяруханга утверждает, что именно бойцы из Селеки в ответе за массовые изнасилования, вербовку детей для боевых действий, а также привлечение к боям с христианами преступников и наемников из других стран — Чада и Судана. Бьяруханга подчеркнул также, что «создавшаяся ситуация совершенно невыносима и правительство ведет себя так, как будто у него отсутствует или возможность или желание помешать собственным солдатам совершать преступления против жителей страны».
Итак, что же получается: в Сирии исламисты бьются против правительства и верных ему войск, параллельно при случае истребляя христиан, а США посылают исламистам военную помощь. В Египте США оказывало активную помощь пришедшим к власти «Братья-мусульманам», которые тоже, отмечу, истребляли и продолжают по мере возможностей истреблять христиан. Когда же к власти пришли военные, на них оказывается давление, чтобы они не прессовали исламистов.
В ЦАР же, учитывая, что мусульман в стране меньшинство, надо полагать, что от христиан, которых в стране 70% населения, им должно приходиться несладко в идущей в данное время религиозной войне. И тут-то Белый дом и решает оказать военную помощь, а также призвать всех к миру и немедленному наказанию виновных. Можно даже неподобострастно предположить, что Барака Обаму беспокоит расклад, при котором дорвавшееся в ЦАР до власти мусульманское меньшинство от руля прогонят христиане, и ситуация вернется на круги своя, когда страной правил более-менее демократически избранный лидер. Но это, конечно, будет в одном ряду с одной конспирологической теорией, согласно которой Барак Обама — это вообще «проект исламистов», предназначенный для обслуживания их интересов в мире руками США. И, положа руку на сердце, учитывая все вышеперечисленное, в эту конспиротеорию становится уже не так трудно поверить. Может, у вас есть другие варианты объяснений?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции