Лобарев Сергей Юрьевич 20:38 11/10/2013
Ведущий конференции: Друзья, доброе утро. Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. Сегодня на ваши вопросы будет отвечать председатель правления Гильдии автошкол Сергей Юрьевич Лобарев. Здравствуйте, Сергей Юрьевич. Лобарев Сергей Юрьевич: Доброе утро. Ведущий конференции: Спасибо, что пришли к нам в гости, потому что вопросов очень много. И все они касаются того, что 5 ноября должны вступить в силу некие новые правила сдачи на права. Внесите, пожалуйста, ясность, что ожидает будущих водителей. Лобарев Сергей Юрьевич: Действительно, этот год для автошкол – знаковый. Внесены изменения в федеральный закон о безопасности дорожного движения, которые непосредственно касаются нас, так как мы готовим кандидатов в водители, желающих участвовать в дорожном движении, и все эти вопросы категорийности, как сдавать эти экзамены - для нас очень важны. Новый закон об образовании тоже касается нас. Мы – педагоги, и многие нормативно-правовые документы нас тоже будут касаться и претерпят существенные изменения. Законом определены изменения с 5 ноября. Хотя какие-то вопросы уже находятся под сомнением, например программы. Никак не могут договориться Минтранс и Минобразования, кто же будет готовить данные программы. Я согласен с Минтрансом, что профессия водителя – это категории C, D, E, а массовыми профессиями водителей должно заниматься Министерство образования. Десять институтов ДПО сейчас в России существует. Наверное, как-то договорятся. Ведущий конференции: Не успеют до ноября? Лобарев Сергей Юрьевич: Программы могут и не успеть, но остальные документы, скорее всего, примут. Жизнь так динамична, многие документы уже десятилетиями не разрабатывались. В Москве сейчас пробки, большой подвижной состав, причём разношёрстный. Жизнь вносит такие изменения, что необходимо это менять. Ведущий конференции: На какие этапы теперь будет делиться обучение? Какая новация будет введена в эти этапы? Лобарев Сергей Юрьевич: Должны быть введены подкатегории. Это будет и «М», и «А», и «А1» (разделят на лёгкие мотоциклы), и «В», и «В1». Почти 10 подкатегорий. В настоящее время 5 категорий: «А» — мотоцикл, «В» — легковой транспорт, «С» — грузовой транспорт, «D» — автобусы, «Е» — прицепные устройства. Сейчас кандидат в водители, желающий получить водительское удостоверение, может пройти обучение как индивидуально, со специалистами, так и в составе организованной группы и сдать два экзамена. Обучение проходит в автошколе таким образом: 106 часов теории (правила, устройство автомобиля, оказание первой помощи) и 50 часов вождения автомобиля. Уже 5 лет на вождение отводится 50 часов, и не 30 часов, как раньше. Мы с этим согласны. Практика нужна. Она в основном всё определяется на дороге. Те нормативные документы, которые мы видели, а пока это только проект постановления правительства, предусматривают поэтапную сдачу. Раньше сначала была теория, а после — вождение автомобиля, которое проходило в два этапа: закрытая площадка (автодром), ряд фигур, из 5 нужно было выполнить 3, и контрольный маршрут в условиях дорожного движения. ГИБДД и Министерство образования сочли необходимым предложить некоторую новацию – в город кандидат в водители должен выходить, уже зная правила дорожного движения. Мы, в принципе, с этим согласны, но формально в проект вносятся кое-какие изменения. Так, например, необходимо будет предъявить в автоинспекции знания Правил дорожного движения и сдать первый этап – площадку. После этих успешных экзаменов человек опять возвращается в автошколу и продолжает накатывать около 30 часов контрольный маршрут в условиях дорожного движения. В ГИБДД настояли на том, что нужно разделить два экзамена, но сама форма, которая предполагает, что человек должен прийти в Госавтоинспекцию, на мой взгляд, проблематична. Это не только моё мнение, но и многих членов профессиональных сообществ в сфере автоподготовки. Гильдия считает, что нам будет трудно выполнить договорные отношения с кандидатом в водители. Вот, например, вы ко мне обращаетесь, и я говорю: 106 часов теории и 50 часов вождения. У меня спрашивают, сколько времени это займёт. Я говорю, что 2–2,5 месяца. Вы проходите курс обучения, и я вас представляю в Госавтоинспекцию. Вы пришли ко мне в группу заниматься. Экзамен вы не сдали, вам необходимо пересдать его через неделю. Не пересдали вы его через неделю или две. Кстати, в Москве ещё более-менее, а в регионах люди месяцами ожидают, чтобы сдать этот государственный экзамен. Вся группа, предположим, состоит из 30 человек. 20 сдали, 10 остались. 20 человек приступили к практике вождения. Остальные ждут экзамена. Группа пошла дальше. С кем продолжат заниматься те, кто позже сдаст экзамен? Такой группы нет. В Московских школах — 1–2 группы в месяц, а на периферии бывает, что группа набирается несколько месяцев. Если это будет выполнено в такой редакции, то водители по несколько месяцев могут находиться в стенах автошколы, ждать этого экзамена, причём организованного, потому что индивидуально педагог не будет с ними заниматься. Ведущий конференции: А если срок обучения становится более длинным, то это должно отразиться на стоимости? Лобарев Сергей Юрьевич: Конечно. Мы должны будем держать педагога или арендовать класс, площадку, заработную плату мастеру платить. Если группа вся ушла, а один человек теорию никак не сдаст, значит, мастеру надо платить. Вот эти моменты, особенно в регионах, будут сложными. Хотя мы интересовались в Госавтоинспекции, почему это так принципиально, что он должен сдать госэкзамен. Отдайте эту прерогативу автошколе. Мы поставим этот внутренний экзамен, примем его и выпустим на линию. Кстати, в Госавтоинспекции сдают экзамен после автошколы практически все – 95 %, значит, автошкола качественно готовит. После вождения автомобиля в автошколах 10–15 % не доходят до экзамена в ГАИ. Мастер объясняет человеку, что вождение – это не его, что психофизиологические особенности организма не дают ему возможности быть безопасным участником дорожного движения. Бывает: моторика, операции, возбуждение, импульсивность и т. д. По медицинским показаниям человек проходит, но чувствует, что не его. Я много случаев знаю, подходят из серьёзных организаций, таких как «Звёздный мост», Центральная автошкола, и просят хорошего мастера. Мы собираем по всем учебным заведениям сильных мастеров, которые участвуют на телевидении, мастеров спорта, со знанием педагогики, психологии, соционики. Так что, эти 10–15 % пойдут в Госавтоинспекцию сдавать экзамен, будут засорять операции, которые проводит ГАИ. Ведущий конференции: Сколько стоит обучение в среднем по Москве? Лобарев Сергей Юрьевич: В среднем, 25-30 тысяч рублей. Зависит от школы. Ведущий конференции: Если эта, не очень радужная картина, которую вы описали, воплотится в жизнь, то как возрастут цены? Лобарев Сергей Юрьевич: На 10–20 %. Это будет связано с тем, что образовательные учреждения будут вынуждены арендовать отдельное помещение, площадки, автодромы, набирать преподавателей. Аренда дорогая везде, особенно в крупных мегаполисах. Ведущий конференции: Я прочитала, что якобы должны ввести автоматизированные автодромы. Что это такое? Сколько их у нас в России? И грозит или не грозит нам это? Лобарев Сергей Юрьевич: Автодромы – это элемент, который лоббирует Госавтоинспекция для объективного приёма экзамена. Там всё чётко автоматизировано. Боятся, что инспекторы будут брать взятки, что имеет место быть. Мы об этом много слышим и читаем в прессе. Профессиональное же сообщество разделилось на два лагеря – нужны автодромы или нет. Госавтоинспекция – за автодромы. Но для автошколы платить по сотне тысяч долларов, а то и миллиону, сложно. Для того чтобы выполнить программу, о которой вы нас просите, и вывести кандидата в водители на дорогу, нам достаточно простой закрытой площадки: разгон, торможение, габариты. 10–20 часов даётся на эту площадку. Госавтоинспекция говорит, что это нам необходимо в целях безопасности, безопасности для окружающих, а мы считаем, что это очень комфортное и дорогое удовольствие. Комфортно, что водитель не ощущает соседей, он как бы в «парниковом» состоянии, никого нет, он потихоньку проезжает эти движения, а когда выходит на дорогу, у него психика меняется. Так что, на наш взгляд, этот элемент – лишний для автошкол. Безусловно, нормативные документы не будут ущемлять автошколы. Это предлагается как альтернатива. У вас закрытая площадка? Мы будем у вас принимать. Но если у вас есть автодром, мы будем принимать только на автодроме. И у вас будут преференции: мы примем экзамен прямо на месте, в вашем присутствии. Но это не значит, что автошкола будет иметь право поставить штамп «Сдал». Далее мы в вашем присутствии поставим им внутренний экзамен. Мы объясняем, что самое проблематичное — как раз контроль и маршрут в условиях дорожного движения, там есть возможность договариваться. Мы понимаем Госавтоинспекцию – она хочет упростить себе задачу, стройте для нас автодромы, чтобы мы объективно принимали экзамены, а мы вам - преференции. Вот так, наверное, это будет выглядеть. Ведущий конференции: А те, кто уже сейчас учится в автошколе и подойдёт к сдаче экзамена к первым числам ноября, будут по новым правилам сдавать? Лобарев Сергей Юрьевич: Будут внесены изменения не только в программы, но и в Правила дорожного движения, и в Кодекс об административных правонарушениях, и в Административный регламент, который будет определять приём экзаменов. Если этот Административный регламент будет принят, то, безусловно, сдавать будут по новым условиям после 5 ноября. Это не означает, что будут новые билеты. Правила – те же, требования – те же. Хотя было предложение — не знаю, пройдёт оно или нет, — ужесточить экзамен по Правилам дорожного движения. Сейчас даётся 20 вопросов и допускается 2 ошибки. Будут те же 20 вопросов, но на каждый неправильный ответ будет выскакивать 5 дополнительных вопросов. Ужесточится фильтрация. Тяжело будет не знающему «полуфабрикату» проскочить и получить водительское удостоверение. Так что, возможно, будут новые требования. Сдавать будут в два этапа. Это больше коснётся автошкол, а кандидат в водители будет изучать те же билеты, правила, основы. В некоторых странах никаких билетов нет, это всё выскакивает во время экзамена.